Можно ли видеть Божественный Свет? Как святитель Григорий Палама объяснил это?
На самом деле это водораздельный вопрос между западным и восточным христианством.
Недаром вторая неделя Великого поста, завершившаяся вчера, посвящена памяти святителя Григория Паламы, православного подвижника – исихаста.
Западные христиане считают Божественный Свет аллегорией. Восточные - фактом, являемым подвижникам Божьим, мистическим опытом человека.
Святитель Григорий Палама жил в 13-14 веках от Рождества Христова, на закате Византии. Родился в Константинополе. Подвижнической жизни предавался на святой горе Афон. Потом стал епископом Фессалоникийским.
Загадка о Боге, как Свете.
Святой в ранней юности задумался о словах Евангелия:
«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир»(Ин.1:9).
Христа именуют по - разному: Любовь, Истина, Жизнь, Путь, Судья. Есть и такое имя: Свет.
Святой Григорий задумался о том, что видели три ученика Христовых на горе Фавор, когда Христос преобразился. Что это был за Фаворский Свет? Могут ли его видеть люди?
Сам святой Григорий Палама с молодых лет просил у Господа в молитве: «Открой мне свет, покажи мне свет». Считая себя, сердце свое темным (объективно, он жил праведной жизнью, был хорошо образован, но внутренне считал, что все это – ничто, что живет во тьме).
Святому открылся Свет, и было дано разумение для отстаивания в различных богословских спорах, которые велись по данной теме.
Три света, которые может видеть человек.
Святой Григорий сказал об этом:
Первый
это тварный (физический свет). От Солнца, от свечи, огня и других физических объектов.
Чтобы его видеть нужно иметь физическое зрение, глаза.
Второй -
умственный свет. Ясность ума, понимания. Этот свет не похож на первый, но он есть. Он внутренний, воспринимается разумом, как умением мыслить ясно и видеть умом вещи, как они есть. Ясно понимать можно, когда есть ясный ум, разум.
Третий -
Фаворский, Божественный, Свет. Святитель называет этот Свет Богом, Божественной энергией, в которой раскрывается Сам Бог. Этот Свет видит человек, когда сердце его чисто. Сердце, понимаемое православными исихастами, это не орган физический, но сердцевина существа человеческого. Этот орган еще именуют духовными очами или сердечными очами. У многих людей этот орган закрыт, они даже не догадываются о его существовании в себе.
Святитель говорит, что Самого Бога человек не может видеть, но Бог открывается ему Светом Божественным. Чистому человеку, духовно чистому. Этому способствует и покаяние, и умное делание, и Воля Бога. Не всякий готов принять этот Свет.
Загадка Фаворского Света
Святитель Григорий заметил еще одну важную вещь в загадке Фаворского Света, открывшегося 3 ученикам Христа. Христос всегда был Светом. В тот момент, на горе Фавор, Сам Христос не изменился. Очи духовные в тот момент, на миг открылись его ученикам. Они смогли увидеть Свет. Миг Света был для них. Потом дар исчез.
Моменты Света и Истины, Бог открывает каждому человеку, когда хочет спасти и дать подсказку. Человек в этот момент понимает всю картину происходящего ясно. В этот миг он видит духовыми очами (это больше, чем просто очами или очами разума). Потом Свет становится невидим. Долгое его видение может попалить и ослепить человека. Богу видней, как, когда и насколько лучше. Стоит довериться Ему. Человек ищет, открывает и дает видеть – Бог.
(по трудам святителя Григория Паламы: "Триады в защиту священно безмолствующих" и его жизнеописанию)
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.