Общепит, одежда, авто и интернет.
В отношении кого вводят санкции частные иностранные компании. На самом деле.
Тут я говорю про потребителей, а не самих работников. Работники, которые в ближайшие месяцы потеряют свои места, это ужасно. Надежда только на введение внешнего управления на время кризиса.
Общепит.
Уход «большой тройки» быстрого питания и брендов поменьше - это менее 4% точек общепита, которые существуют в стране. Эти точки распределены неравномерно: в городах-миллионниках, некоторых райцентрах, но большинство россиян как не видели этих точек, так и не заметят ухода.
Множество наших соотечественников перекусывают в хинкальных, непритязательных кафе, малых бургерных и других подобных заведениях. Уход этих брендов ударяет только психологически и то по некоторой части общества, но не трагически.
Одежда.
Практически то же самое, что для общепита, справедливо и для брендовых магазинов одежды - в регионах до сих пор существует продажа с рук и большинство населения этого ухода не заметит, постепенно места брендов будут замещены российскими и азиатскими. Это бьёт исключительно по относительно небольшой прослойке среднего и высокого классов.
Автомобили.
Это более болезненная вещь, автолюбители ее заметили сразу и по ценам на бензин, которые растут и по ценам на ТО. Тут в основном, много оптимистов, которые считают, что «все вернуться» и заметно это для бизнеса, потому что буквально на ровном месте выросла логистика, что непременно почувствуют на себе все, кто ходит в магазин, но об этом далее.
Автомобили - это заметная проблема в среднесрочной перспективе 2-3 лет, как и из-за тяжелого прихода новых, преимущественно азиатских, брендов, так и из-за падения доходов - домохозяйства не смогут купить новый автомобиль и будут всеми силами продлевать ему жизнь. Нашему автопрому, который за 8 лет не сделал никаких выводов, придется искать замещение западным деталям для производства, либо упрощать производство. Пока эта та головная боль, которую ощутят не все и не сразу.
Интернет.
Наиболее болезненная часть. Вроде бы.
В стране 145 миллионов человек, из которых 99 миллионов являются пользователями соцсетей.
Аудитория Facebook в России всего около 9 миллион человек, однако, активных пользователей этой сети гораздо меньше, порядка 2,5-3 миллионов.
У этой сети в России давно существуют более популярные аналоги - VK и OK.
Сложнее с мессенджерами, но есть аналоги, плюс, видимо, придут и китайские аналоги. Это бьёт прежде всего по среднему классу, который выстраивал там связи - сеть действительно международная и весьма полезная для профессионалов, учёных, предпринимателей. Но для большинства населения - «невелика потеря».
Самая непростая ситуация с YouTube, Instagram и TikTok с 99, 61 и 37 миллионами пользователей в России соотвественно. Однако, если говорить про самую активную аудиторию, то это 15, 7 и 10 миллионов. Слабый аналог есть только для YouTube, остальные ресурсы не имеют аналогов.
Но блокировку многие перенесут стойко, хотя это и сильно навернет микро- и малый бизнес. «Ничего - пусть на заводы идут!» - воскликнут многие. Правда, не уточнят, на какие.
Подписчиков Netflix в России не более 200 тысяч человек, Spotify - около 10 миллионов, однако, на рынке существует Boom, Яндекс.Я.Музыка и СберЗвук. И люди, повздыхав, перейдут на них.
Даже, если произойдёт контурная блокировка интернета, то есть мы будем полностью отрезаны от остального мира, для большинства настроения это будет заметно далеко не сразу.
Отдельно хочу поговорить про технологии, софт и образование.