Найти тему
Бортовой бытописец

Книги, для которых слишком поздно

Все знают, что у некоторых вещей есть срок годности, по истечении которого их лучше не использовать. У продуктов, например, или у лекарств. Но мне все чаще начинает казаться, что у книг он есть тоже. Это касается, в первую очередь, областей, где информация быстро теряет актуальность и устаревает. Однако несколько раз у меня закрадывались мысли о подобном явлении и при чтении художественной литературы.

Есть книги на все времена, которые легко и изящно перечитываются в любом возрасте. Я с удовольствием почти каждый год читаю «Приключения Тома Сойера», а ведь эта книга появилась в моей жизни в качестве литературы на лето в школе. Я люблю читать сказки, в которых с возрастом иногда открываются те оттенки смысла, которые ты в детстве просто не способен ни воспринять, ни правильно интерпретировать. А есть книги, для которых слишком поздно. Берешь такую книгу в руки, читаешь и отчетливо осознаешь, что вот будь ты старшеклассником или студентом, она бы зашла! У нее был бы шанс, попадись она тебе в руки раньше! А сейчас – все. И это не значит, что книга плоха и никуда не годится, это значит, что ты, читая ее через призму полученного опыта, уже не можешь удовлетвориться происходящим. А ведь обычно эти книги кто-то жарко хвалил тебе с пеной у рта, или ты сам хотел прочитать, да все не складывалось… Может, конечно, я – слишком привередливый эстет, но все-таки.

Например, у меня в студенчестве ничего не получилось с эпопеей про «Волкодава» Семеновой. Я честно начала читать, но… Как можно полноценно переживать за героя, если ты в курсе, что там еще +100500 книг в цикле? Разве это не значит, что все в любом случае закончится хорошо? Интересно? Не очень. А в школе, наверное, понравилось бы. Или вот «Лорд с планеты Земля» Лукьяненко. Я прочитала его, но с неизгладимым чувством, что могли бы быть совсем иные впечатления, будь я несколько более юной. При этом Лукьяненко нежно любим мною, и его «Линия грез» и «Императоры иллюзий» перечитываются с большим удовольствием каждый раз.

И вот, значит, мой последний горький облом – цикл о Стальной крысе Гарри Гаррисона. Этими книгами я почему-то болела со студенчества. Ужасно хотела прочитать, считала, что это классика-классика, что прочесть надо непременно, что это чуть ли не краеугольный камень всей космической фантастики в принципе. (Про Азимова я тогда еще не знала ничего, если что.) В общем, цикл казался мне крайне эпичным, был на слуху, и поэтому добавился в мой список книг, которые надо купить и прочесть до конца жизнь (прям так и называется, серьезно).

А на работе у нас есть традиция поздравлять друг друга с днем рождения. Я подумала, что подарочные деньги все равно будут потрачены не на подарок себе-любимой, а на что-то полезное/важное/не себе, поэтому попросила дарить мне книги. И уже который год мои прекрасные коллеги радуют меня коробкой книжек по моему списку. В позапрошлом году мне подарили два сборника Гаррисона со всеми романами про Стальную крысу. Шикарное издание, белая бумага, твердая обложка… Жемчужина библиотеки прямо! Так как очередь книг на прочтение у меня всегда внушительная, руки до Гаррисона дошли только сейчас.

Я вообще очень упорный человек, который до последнего в любой книге/фильме/мульте ищет идею, смысл и семена разумного, доброго, вечного, потому что ну не может же в произведении этого не быть! Зачем оно тогда вообще, если автор туда ничего не вложил? А вот «Стальную крысу» я читать не смогла. Жванецкий говорил, что надо учиться закрывать неинтересные книги и уходить с неинтересных фильмов, потому что жизнь слишком коротка. Я учусь это делать, поэтому, прочитав первый роман цикла и начав второй, я закрыла книгу без каких-либо сожалений, чтобы никогда больше не открывать. Второй сборник даже не распакован из защитной пленки.

Когда я уже сейчас читала аннотации, я обещала себе не ждать особенных восторгов от чистой воды космического боевика. Но разочарование все равно меня настигло. Что же пошло не так?

Герой книги – эдакий Марти Сью из фанфиков юных авторов. Хорош собой, чрезвычайно умен, удачлив, изворотлив, тяготеет к порокам и творит беспредел, потому что по закону ему жить религия не позволяет. Окей. Я могу читать, в принципе, про кого угодно, дайте мне только что-то, за что можно эмоционально зацепиться. А зацепиться оказалось не за что. Совсем. Герой – картонный человечек: красивый, но плоский. Он почти не думает и совсем не сомневается. Ощущение, что и он, и автор все время куда-то опаздывают, поэтому все под девизом «нет времени объяснять». Вся книга – сплошное действие. Да, где-то там встретилось упоминание о том, что герой волнуется, но вскользь, между делом и весьма неправдоподобно. Одни внешние конфликты и ни единого внутреннего. Точнее, была попытка изобразить психологические травмы и душевные терзания избранницы героя, но я, простите, привыкла читать Олдей. Так что, уважаемый Гаррисон, фигня у вас какая-то, а не внутренний конфликт.

Язык простой, чтобы не сказать скудный, но это могут быть издержки перевода. Юмор… достаточно однообразный. И все повествование от первого лица, то есть читателю предлагается отождествлять себя с героем. Что проблематично, если герой несимпатичен изначально, а автор по ходу действа так и не дает возможности его хоть за что-то полюбить или хоть где-то за него попереживать.

Отдельно меня порадовало высказывание Бориса Стругацкого, приведенное на обложке книги, о том, что если вы хотите серьезных идей, то читайте Маркса, а если хотите хорошего чтива, то это к Гаррисону. Но, простите, если в книге не заложено никаких идей, то это просто графомания, разве нет? В принципе, если очень сильно постараться, то можно наковырять пару каких-то посылов в этой книге, но они все настолько слабенькие, что не каждому подростку сгодятся.

Не оставляет чувство, что если бы вот прочесть пораньше, то могло бы сложиться! Любит же этот цикл за что-то тьма народу… Но я уже никогда этого не узнаю, потому что мне-нынешней не зашло.

А может, все, что я тут понаписала, это просто вкусовщина, как говорит один мой прекрасный друг. Или, опять же, всегда возможен вариант, что перед тобой шедевр, а ты слишком ограниченный, чтобы его постичь. Но я, пожалуй, пойду читать что-нибудь другое.

#личный дневник #я читаю #гарри гаррисон #мнение