Найти тему
Sunny Blues

Шесть лучших альбомов 1967 года

Оглавление

Год, когда «Лето любви» хиппи воочию расцвело психоделическим цветком. Эпицентром золотого века психоделик-рока стал Сан-Франциско, но это явление контркультуры со скоростью лесного пожара охватило весь мир.

Символическим воплощением течения стало 31 марта, когда Джими Хендрикс впервые сжег свою гитару на сцене. Прорваться в элиту в 1967 году было нелегким делом. Хендрикс знал об этом и, возможно, решил совершить это «возмутительное» действо на сцене, понимая, что он уже балансирует на грани величия, и нужен дополнительный толчок, чтобы примерить нимб и прописаться наконец на одном этаже с богами и богинями рока.

В марте Джими Хендрикс участвовал в британском турне в эклектичной компании музыкантов, включающей THE WALKER BROTGHERS, Энгельберта Хампердинка и Кэта Стивенса. Тур добрался до лондонского Finsbury Park Astoria, и Хендрикс тусовался за кулисами со своим менеджером, бывшим басистом ANIMALS Чесом Чандлером,
и музыкальным журналистом Китом Альтэмом.

Альтэм предложил Хендриксу включить песню Fire (Огонь) в сет-лист, роуди отправили за жидкостью для зажигалок, и тут Чендлер надоумил молодого бога рока поджечь свою гитару.

После того, как Джими Хендрикс и его товарищи по группе Митч Митчелл и Ноэль Реддинг отыграли зажигательную Fire, Хендрикс отвлек внимание зрителей, а Чендлер в этот момент облил белый Fender Stratocaster бутаном. Затем Хендрикс опустился на колени рядом со своей гитарой и исполнил ставший культовым номер. Однако эта выходка не обошлась совсем без последствий. Хендрикс обжег руки, пострадал и ведущий, который кинулся тушить пожар.

Джими с горящей гитарой
Джими с горящей гитарой

Но всё-таки главным итогом было то, что рок-н-ролл стал свидетелем некой вершины рок-совершенства, трюка, который тогда было очень трудно превзойти.

Вполне вероятно, что подобные эмоциональные, страстные свершения подвигли лучших музыкантов того времени на сочинение своих шедевров. JEFFERSON AIRPLANE выпустили Surrealistic Pillow, свой второй шедевр в стиле «Алисы в стране чудес», Джим Моррисон и THE DOORS в корне изменили музыкальный ландшафт, предоставив возможность и фанатам расширить свой кругозор, THE BEATLES и THE ROLLING STONES сошлись лицом к лицу, чтобы выяснить, кто сможет создать величайший в мире музыкальный образ «лета любви».

Очевидно, победили THE BEATLES с их определившим момент альбомом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, опередив калейдоскопичный дебютный релиз PINK FLOYD и антиутопическое послание группы LOVE под названием Forever Changes.

 THE BEATLES
THE BEATLES

Непросто составить этот список из шести лучших альбомов, выпущенных в 1967-м, и далеко не все с ним согласятся - хотя бы потому, что в том году было слишком много классных альбомов. Тем не менее, полагаю, что эти шесть точно достойны внимания.

THE ROLLING STONES – Between the Buttons

Альбом стал продолжением популярного релиза Aftermath и предвестником последующего психоделического апогея группы. К этому моменту Брайан Джонс совсем потерял интерес к электрогитаре и начал примеряться к другим, менее традиционным для рок-н-ролла инструментам, таким как блокфлейта, во многом определившая звучание Ruby Tuesday.

Как и в ситуации со многими альбомами STONES того десятилетия, существовала значительная разница между британским и американским изданиями.

Хочется отдать предпочтение американской версии из-за двух песен: Let’s Spend The Night Together и Ruby Tuesday, которые в Британии вышли только как сингл.

Let’s Spend The Night Together вообще на некоторое время ушла в безвестность из-за вызывающего, по меркам тех времен, текста, не получив достойного эфирного времени. Когда они записывали My Obsession, в студию заглянул продюсер THE BEACH BOYS Брайан Уилсон, который с тех пор рассказывает, что это его любимая песня у STONES.

В целом же Between the Buttons - очень недооцененный альбом, его частенько упускают из виду, поскольку он вышел между двумя сильнейшими альбомами группы. Но думаю, что это один из их лучших альбомов.

THE JIMI HENDRIX EXPERIENCE – Are You Experienced?

После встречи в Нью-Йорке Хендрикса с Часом Чендлером, последний стал его менеджером, они подписали контракт, и оба переехали в Лондон. До этого, в Америке, Хендрикс работал как сайд-гитарист в ритм-энд-блюзовых коллективах.

Молодой исполнитель психоделического блюза обращал на себя внимание своей новаторской игрой, и Чендлер поверил, что у Джими есть реальный шанс выйти на более высокий уровень.

Оказавшись в Лондоне, они начали подыскивать участников для будущей группы, в которую в итоге вошли Митч Митчелл на барабанах и Ноэль Реддинг на басу. И Джими Хендрикс начал играть во всех лондонских клубах.

Его первый сингл, кавер на традиционный блюз Hey Joe, попал в чарты, после чего он выпустил уже свою оригинальную песню Purple Haze.

В Лондоне большое количество концертов новоиспеченной группы в конечном итоге привлекло внимание таких людей, как Эрик Клэптон и Пол Маккартни, которые очень быстро поняли, какой гениальный музыкант разворачивается на их глазах.

Дебютный альбом Хендрикса вышел в мае 67-го и мгновенно став хитом, провел в чартах 33 недели, дойдя до второго места.

В Are You Experienced? вошли некоторые из лучших песен Хендрикса, в том числе Foxey Lady, Fire, The Wind Cries Mary, Purple Haze и Highway Chile. Пластинка реально стала одной из определяющих для эпохи лета любви.

THE KINKS – Something Else

THE KINKS считаются группой эпохи британского вторжения, но видимо являются одной из самых недооцененных групп этого периода. Они всегда выделялись среди остальных, более типичных групп классического рока, и альбом 1967 года полностью отражает этот факт.

В то время как другие рокеры пели о любви, наркотиках, свободомыслии и сочиняли длинные психоделические музыкальные послания, THE KINKS в своих текстах отражали обыденность повседневной британской жизни и записывали настоящие жемчужины поп-музыки, рассказывающие истории с каким-то более глубоким смыслом, чем большинство поп-групп.

В этот альбом вошли такие песни, как David Watts, Waterloo Sunset, Sunny Afternoon и Death of a Clown.

Таких песен, как THE KINKS, просто никто больше не писал. Материал этого альбома кажется абсолютно оторванным от всей картины глобального движения «лета любви», и при этом в нем есть то сентиментальное чувство, которое сразу же сделало его тогда столь актуальным. И разница в том, что этот альбом настолько вневременной, что мог бы вписаться в контекст любого десятилетия.

Большую часть пластинки продюсировал Шел Талми. Он работал и со многими другими британскими группами 60-х, однако в данном случае он ушел, не доделав работу до конца, и добивал всё Рэй Дэвис, гитарист и вокалист группы. Но сейчас, оглядываясь назад, он несколько сожалеет об этом: «Я думаю, мне не надо было продюсировать Something Else. Тут нужен был кто-то другой, чей подход был бы немного более приземленным».

LOVE – Forever Changes

Красивые оркестровки, интересные композиции, порой представляющие собой коллажи из абсолютно разнородных элементов. Всё это идеально входило в контекст этого периода, но всё-таки Forever Changes представляет собой скорее изнаночную сторону лета любви, и не слишком позитивную.

Лидер группы, автор песен и вокалист Артур Ли, по его словам, разочаровался в контркультуре 60-х. Американский писатель Эндрю Халткранс очень точно описал менталитет Артура Ли в то время: «Артур Ли был одним из представителей контркультуры 60-х, который не закупал силу цветов оптом, интуитивно понимая, что луч солнечного света не испарит мгновенно темные стороны - как всего мира, так и его самого».

Ли одним из первых осознал реальность, о которой большинство людей в то время не задумывались. Попытка сбежать от темных сторон действительности с помощью психоделиков означала постепенное погружение в ещё более глубокую тьму.

Музыка Forever Changes - это мозаика из фолка, классики, психоделики и даже мексиканской народной музыки. И несмотря на то, что критики расхвалили третий альбом LOVE как самый музыкально сложный, он не очень пошел в Штатах, но в Британии всё было значительно лучше.

THE VELVET UNDERGROUND – The Velvet Underground & Nico

Возможно, самый спорный выбор из этого списка. Особенно если учесть, что статья в основном посвящена «лету любви».

Критики охарактеризовали The Velvet Underground & Nico как противопоставление самоуверенности и самовлюбленности. Альбом отрицает всё, что хоть как-то попахивает конформизмом.

Пластинку выпустил американский джазовый лейбл Verve Records, и тогда она была продана тиражом всего в 30 000 копий, но говорят, что каждый, кто купил пластинку, послушав её, создал свою собственную группу. За прошедшие годы всё изменилось, теперь The Velvet Underground & Nico считается одним из самых влиятельных альбомов десятилетия.

Это не психоделическая запись в широком понимании этого термина, но она является психоделической по своей сути передачи послания - в том смысле, в каком мы воспринимаем запись. Благодаря авангардному прошлому Джона Кейла, несколько провокационным стихотворным образам Лу Рида и перегруженным диссидентским гитарам, альбом переносит наше воображение в совершенно неизведанные миры.

THE BEATLES – Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

Шедевр! Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band удалось заполнить пропасть между поп-музыкой и серьезным высоким искусством.

В пластинке сочетаются театральность, концепция, новые стили и инновации в продюсерской работе. «Сержант....» и сейчас звучит вполне современно, и при этом вполне адекватно представляет контркультуру 60-х.

В отличие от The Velvet Underground & Nico, психоделическим аспектом этой пластинки является ее подача, это, конечно же, не чистая психоделика, но постоянный психо-оттенок отслеживается во всем альбоме, и он наложил отпечаток на продюсирование. Пол Маккартни придумал эту концептуальную идею про мифическую группу, одетую в униформу эдвардианской эпохи.

Психоделика нашла свое место и в лирических образах песен, и хотя порой они кажутся мультяшными или даже немного бессмысленными, Sgt. Pepper’s - один из лучших альбомов THE BEATLES.

Читать также: