Найти тему
Хунвейбинка

Относительно народных коммун

Оглавление

Дацзя хао! 大家好!

Сегодня я хочу поговорить о такой вещи, как народная коммуна. Жители бывшего Советского Союза знакомы с похожей вещью - колхозами, однако это не тоже самое, что и народные коммуны в Китае.
Если колхозы являлись сельскохозяйственными кооперативами, где члены колхоза пользовались коллективной землей, инструментарием, скотом и техникой из МТС, то народные коммуны развили коллективную собственность дальше - коллективным стало и приусадебное хозяйство, увеличился размер кооператива, создавались общественные столовые, больницы, ясли, детские сады и школы, даже своя промышленность и ополчение.

История появления

Народные коммуны стали появляться в Китайской Народной Республике стихийно, без указки сверху. Решение о создании народных коммун было принято на основании творческой инициативы народных масс на заседании Политбюро Центрального Комитета Коммунистической партии Китая, состоявшемся в августе 1958 года в Бэйдайхэ.
Отдельные кооперативы самостоятельно объединились в народные коммуны, движимые желанием совершить новый шаг к коммунизму. Глядя на это, Партия приняла решение о повсеместном создании народных коммун на территории всего Китая, приближая страну еще на один шаг к коммунизму.

Внутреннее устройство

Разберемся в структуре народных коммун подробнее. Основываясь на тексте решения "О некоторых вопросах, касающихся народных коммун", которое было вынесено 10 декабря 1958 года, на 6-ом пленуме ЦК КПК 8-ого созыва, можно сказать, что народные коммуны - лучшее решение.
Они объединяют в себе целую волость - административно-территориальную единицу 4-ого уровня, соединяя в себе около 2 тысяч дворов, тогда как колхозы объединяли одну деревню. Такой большой размер коммуны позволяет нам немного отвлечься от сельской работы, занявшись еще и иной работой - просветительской, промышленной, военной.

Это от нас требует и активного участия женщин в работе, которые теряют время на домашнее хозяйство - готовку, стирку, уход за детьми и т.д. В свете этого, коммуны организуют общественные столовые, прачечные, ясли и детские сады, чтобы освободить женщину от "кухонного рабства". Кто-то назовет это левацким уклоном, однако посмотрите на Советскую Россию 1920-ых, где вовсю строились соцгорода. В таких городах дома больше походили на общежития, где каждому полагалась комната и общая ванная, а питаться следовало в заводских столовых. Таким образом, народные коммуны стоят на четких марксистских позициях коллективизма.

Развитие промышленности в народных коммунах - это действительно большой шаг к стиранию одного из трех различий, различия между городом и деревней. Спустя какое-то время развития промышленности в народных коммунах, они бы смогли самостоятельно возводить большие каменные дома, строить аэропорты и иметь по 100-150 самолетов, став чем-то средним между городом и деревней, объединив в себе сельский и промышленный труд.

Китай идет на двух ногах - стали и зерне.
Китай идет на двух ногах - стали и зерне.

Как нам сообщает 12-ая статья опытного устава народной коммуны "Вэйсин" ("Спутник"):

Высшим органом управления коммуны является собрание представителей членов коммуны, важные и большие дела коммуны обсуждаются и решаются собранием представителей членов коммуны. В собрании представителей членов коммуны должны быть представители всех производственных бригад и всех групп членов коммуны (например, женщин, молодёжи, пожилых людей, работников культуры и просвещения, медицинских работников, научно-технических работников, работников в области промышленности, работников торговли, национальных меньшинств и т. д.).
Собрание представителей членов коммуны избирает правление, которое управляет деятельностью коммуны. В состав правления входит председатель коммуны, несколько заместителей председателя и несколько членов правления. При правлении создаётся несколько отделов или комиссий <...> Собрание представителей членов коммуны избирает ревизионную комиссию, которая контролирует деятельность коммуны. Ревизионная комиссия состоит из председателя, нескольких заместителей председателя и нескольких членов комиссии. В своей работе комиссия подчиняется руководству органов государственного контроля. <...>

Предыдущая, 11-ая, статья этого устава разъясняет сущность собрания представителей членов коммуны:

Коммуна создаётся в рамках волости, одна волость составляет одну коммуну. Для удобства работы осуществляется слияние волостных органов власти с руководящими органами коммуны: депутаты волостного Собрания народных представителей; одновременно являются депутатами собрания представителей членов коммуны, члены волостного народного комитета одновременно являются членами правления коммуны, председатель волостного народного комитета совмещает должность председателя коммуны, его заместители — должности заместителей председателя коммуны, рабочий аппарат правления коммуны одновременно является рабочим аппаратом волостного народного комитета.

Таким образом, государственные органы власти сливаются с управляющими органами народной коммуны, что, с одной стороны, уменьшает издержки в содержании двух органов, и уменьшает роль государства, с другой. В будущем, при дальнейшем развитии народных коммун, они объединяются в межволостные коммуны, уровня уезда, управы, а потом и провинции. В конце концов, к 2000-ому году, Мао Цзэдун планировал вовсе ликвидировать разницу между городом и деревней, превратив страну в одну большую Китайскую Народную Коммуну, сообщает нам Передовая статья газеты "Жэньминь Жибао" от 3 сентября 1958 года и 4 сентября 1958 года.

Народная коммуна
Народная коммуна

Критика в адрес народных коммун

Различные источники утверждают, что народные коммуны пошли дальше, и обобществили не только средства производства, находящиеся в частной собственности (приусадебное хозяйство, крупный инвентарь и т.д.), но и посуду, одежду, сами дома и все личные вещи. Конечно, такое имело место быть в отдельных коммунах, где люди, одухотворенные близким дыханием коммунизма, пускались в левацкие уклоны. Это противоречило линии масс, с чем велась непримиримая борьба со стороны Коммунистической Партии.

Похожие случаи уравниловки, когда люди не понимали сущности равенства, были и во время Гражданской войны. Тогда, некоторые бойцы 8-ой армии и Новой 4-ой армии допускали подобное. Например, двое раненных не могли договориться, кого понесут на единственных носилках и в итоге оба шли пешком. Мао Цзэдун и КПК вели борьбу против этих левацких загибов, разъясняя бойцам их ошибки и сущность армейской демократии, что было описано в работе Мао Цзэдуна "Об искоренении ошибочных взглядов в партии"

Особый шквал критики льется в адрес, так называемой, малой металлургии. Члены коммуны, испытывающие потребность в стали, принялись самостоятельно выплавлять ее в простых доменных печах, получая чугун не самого высокого качества, не пригодного к промышленному использованию. В этом и есть главное обвинение, мол, эта сталь никуда не годилась, кроме как тяпок да мотыг. Но ведь, именно для тяпок и мотыг ее и выплавляли! Что поделать, если промышленная сталь целиком уходит на другие, более важные нужды страны, практически обделяя коммуны? Конечно же найти альтернативу.

При подобном подходе, малая металлургия получила бы свое дальнейшее развитие, ввиду необходимости улучшить производство стали, повысить его эффективность, говорит нам учебник "Исторический Материализм", глава третья, часть "Источники развития производительных сил". В конце концов, подобные малые предприятия бы переросли в полноценные сталелитейные и машиностроительные заводы внутри народных коммун.

Некоторые, так же обвиняют народные коммуны в построении "казарменного коммунизма" и милитаризации труда, где производственные бригады (рабочая единица коммуны) подразделялись по армейскому принципу: на взводы, роты, полки и дивизии. Они выстраивались в шеренги и строем, под революционные песни, шли обрабатывать поля или выполнять иную работу.

Опять-таки, подобные явления имели место быть, но они не были распространенной практикой по всему Китаю. В выступлении на совещании в Учани, Мао говорит:

<...> хорошо, что при этом было оговорено пять условий:
1. максимальное изобилие продукции;
2. высокое коммунистическое сознание и высокая мораль;
3. высокая культура и её широкое распространение;
4. ликвидация трёх видов различий и остатков буржуазного права;
5. постепенное отмирание всех функций государства, за исключением внешней.
Ликвидировать три вида различий и [пережитки] буржуазного права невозможно за 20 лет.

Здесь прекрасно видно, что Мао Цзэдун рисует чисто марксистскую картину движения к коммунизму и ни о каком казарменном коммунизме речи и не идет. Касаемо милитаризации труда, сам Мао Цзэдун, как и КПК, не вполне понимали, хорошо ли это для дела коммунизма. Мао призвал партию более тщательно всесторонне изучить этот вопрос, применяя диалектический метод. (простите пожалуйста, я не могу найти источник)

Почему народные коммуны?

Народные коммуны являются ступенью перехода от коллективной собственности к общенародной, а от общенародной - к коммунизму.

В своей работе "Экономические проблемы в СССР", И. В. Сталин не уделяет особого внимания развитию сельского хозяйства, почти полностью зацикливаясь на машиностроении, что заметил Мао Цзэдун в своих "Критических замечаниях" и "Относительно работы":

Основным взглядом, изложенным в третьем письме, является неверие в крестьянство. Главное в том, что не найден путь перехода от коллективной собственности к всенародной собственности.

Тут Советский Союз "идет на одной ноге", уделяя внимание лишь машиностроению, в отличие от Китая, "идущего на двух ногах" - промышленности и сельском хозяйстве, политике и народных массах, базисе и надстройке.

В сфере надстройки народные коммуны так же прошли далеко вперед. Даже без участия партийных комитетов, члены коммун создают и приумножают революционную культуру, сочиняются множество песен, пишутся пьесы и проводятся театральные постановки. В школах и садах дети воспитываются в социалистическом духе, и заканчивают они их настоящими коммунистами.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что народные коммуны - наилучшая организационная форма. Закончить статью хотелось бы выдержкой из "Относительно работы" Мао Цзэдуна:

О характере народных коммун. Народная коммуна — основная организационная единица в общественной структуре нашего государства, в которой сочетаются промышленность, сельское хозяйство, военное дело, торговля, просвещение. В настоящее время она является и основной административной организацией, в которой народное ополчение существует для защиты от внешнего врага, особенно от империализма. Коммуна — наилучшая организационная форма для двух переходных периодов: от нынешнего социализма к системе полной общенародной собственности и от системы полной общенародной собственности к коммунизму. По окончании переходных периодов коммуна станет основной организационной единицей коммунистического общества.

Да здравствует Мао Цзэдун! 毛泽东万岁!