Найти тему
Фонотека в кармане

Steven Wilson - The Raven That Refused to Sing (And Other Stories), 2013

Стивен Уилсон
Стивен Уилсон

Прогрессивный рок штука не мейнстримовая, это ниша для своих, но и в этой нише есть свои звёзды. Одна из них – британец Стивен Уилсон, получивший наибольшую известность в составе группы Porcupine Tree. Уилсон трудоголик, участвовавший в десятках различных проектов, как исполнитель и как продюсер, а в 2011, поставив Porcupine Tree на паузу, вплотную взялся за начатую в 2008 году сольную карьеру.

В 2012 г. завершился тур Уилсона в поддержку альбома 2011 года Grace for Drowning и достаточно быстро началась работа над следующим, получившим название The Raven That Refused to Sing (And Other Stories).

Предвестником нового релиза стала композиция Luminol, иногда исполнявшаяся со сцены уже в 2012 году.

К третьему релизу Стивен изменил свой подход к созданию материала в двух аспектах: собрал постоянный состав, этакий Steven Wilson Band, и записывал альбом вживую в студия, фиксируя это на видео.

Стивен Уилсон:

Было немного страшно, ведь я раньше так никогда пластинки не записывал. Я привык к тому, что выполняю множество задач — инженера, продюсера и т. д. Складываю музыкальный пазл именно так, как мне хочется, контролирую каждый аспект записи. Мне было очень сложно от этого отказаться. Когда музыканты играют вместе, всё держать под контролем невозможно. Единственное, что остается, — верить в людей. И мои ребята — профессионалы высшей пробы, поэтому я и пошел на такой риск. А результат говорит сам за себя.

Подобный подход Стивен объяснил желанием сохранить энергетику концерта, и он считает что в этот раз ему удалось максимально близко подойти к тому чтобы сохранить волшебство концерта в студийной записи.

Благо с ним тогда работали люди, которые имели за плечами огромный опыт работы в жанре прогрессивного рока.

Гатри Гован (гитара) работал с Asia, Ayreon, Хансом Циммером.

Ник Беггс – бас, был задействован в группе Уилсона ещё в турне в поддержку Grace for Drowning, ранее работал со Стивом Хэкеттом.

Клавишник Адама Хольцман известен сотрудничеством с Майлсом Дэйвисом и Майклом Петтруччиани.

Барабанщик Марко Миннеманн записывался с Тони Левином и Джорданом Руддессом, а мультинструменталист Тео Трэвис засветился в Soft Machine.

И отдельно стоит отметить продюсера, которым, наравне с Уилсоном, стала Алан Парсонс, ответственный за The Dark Side of The Moon.

Подобный состав как впечатляет так и обязывает, слушатель будет ждать если не шедевра так уж точно отличной работы. И я думаю что ожидания оправданы.

Уилсон рассказывает что, создавая альбом черпал вдохновение их двух источников: мистической прозы начала 20 века и своих эмоций по поводу смерти отца:

Я начал писать музыку, не особо задумываясь, куда это всё приведёт. В то же время я читал много мистической прозы начала 20 века – Э.По, М.Р. Джеймс, Элгернон Блэквуд. И обе идеи появились одновременно. Я стал писать собственные рассказы в этой традиции, которую уже предполагала музыка. А что касается страхов, то полагаю, что они знакомы всем. Я не думаю, что на этой Земле есть хоть кто-то, кто не понимает, что такое сожаление. Все так или иначе когда-либо жалели, что поступили неправильно, и хотели бы вернуться назад и сделать другой выбор. Также все знают, что такое страх смерти. Понимание, что часы всегда тикают, что когда-то тебя уже не будет, окрашивает каждый прожитый день, каждое принятое решение, каждое чувство. Смерть всегда ждет нас впереди. Знание, что всё конечно, накладывает на нас тяжелый груз обязательств — быть счастливым, найти то, что приносит удовольствие. Мне кажется, мы одержимы смертью с самого рождения. Посмотри на молодежь. Ребята слушают экстремальный метал, в котором главные темы — смерть, летальность и боль.

Смешав музыкальный коктейль из атмосферы Pink Floyd, утяжелённый гитарный звук и элементы джаза, за которые отвечал Тео Трэвис, Стивен создал набор старых сказок о привидениях, замысловатую череду историй о мёртвых музыкантах, злобных птицах и пьяных играх с дьяволом.

Антураж создаёт и визуальное оформление альбома. Если обложка может вызвать споры, и я могу понять тех, кому она не нравится, то буклет великолепен.

Знаю, что существует ещё издание альбома на 4-х дисках, которое включало 128-страничную книгу текстов песен и историй о привидениях авторства Уилсона с иллюстрациями Хайо Мюллера.

Официально первой ласточкой релиза стал клип на заглавную композицию, вышедший 8 февраля 2013 года. Тихая баллада под фортепьяно с вкрадчивыми аранжировками рассказывает историю старика на пороге смерти. В детстве он был очень близок со своей старшей сестрой, которая пела ему песни, когда он был напуган. В вороне, которые периодически прилетает в сад старика, он видит дух своей сестры, и решает что если ему удастся заставить ворона спеть, он убедится в правоте своих домыслов.

В подобном тихом-меланхоличном ключе выдержана Drive Home, посвящённая человеку, чья возлюбленная погибла и он замкнулся в себе, не желая жить дальше. Очень красивая композиция с цепляющей вокальной линией.

Самая короткая композиция The Pin Drop завершает трилогию любви и смерти. Здесь уже больше от звука Porcupine Tree, прорывающегося во второй части трека гитарным рёвом.

Роль эпиков на себя берут оставшиеся три трека. Luminol в первой части строится на басовой линии Беггса, очень фанковая ритмика, вокруг которой музыканты выстраивают свои импровизационные партии. В середине инструментальное безумие затихает, а ведущая роль отдаётся клавишам и вокалу, чтобы в финальной части вновь насытить звук инструментальными партиями.

Стивен Уилсон на сцене
Стивен Уилсон на сцене

Джазовая составляющая релиза лучше всего раскрывается вместе с саксофонной импровизацией Тео Трэвиса в Holy Drinker, истории телеевангелиста алкоголика, который призывает паству жить праведно и в соответствие с заветами, а в итоге вызывает на партию в литрбол самого Дьявола, а в игре с Дьяволом выиграть нельзя.

The Watchmaker легко мог быть создан в 70-е, очень уж близко его акустико-оркестровое звучание украшенное флейтой к тому что делали корифеи жанра, в частности группа Camel.

Кто хочет больше музыки Уилсона эпохи The Raven That Refused to Sing (And Other Stories), рекомендую обратиться к делюкс версии альбома, на котором есть нереализованная зарисовка Clock Song, которая видимо исполнялась на сессиях, но так и не стала полноценным треком или же могла быть использована как часть The Watchmaler.

Прекрасным добавлением к основному альбому являются инструментальные версии композиций, а для самых интересующихся ценителей имеются демо версии всех композиций альбома. Демо интересная штука, поскольку позволяет увидеть как изменилась композиция и решить, для себя, в лучшую или худшую сторону. Отдельно отмечу демки Luminol и The Watchmaker, на которох с соло и гостевой гитарной партией засветился болгарский гитарист Нико Цонев, не участвовавший в записи итогового материала.

The Raven That Refused to Sing (And Other Stories) это не новое слово в прогрессивном роке, а скорее оммаж жанру, так ценимому Стивеном Уилсоном, который понравится знатокам жанра и может стать первым шагом в освоении неизвестных просторов для новичков.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.