Найти тему
Журнал МОСТ

Предлагаем немного отвлечься: как пройдет кинопремия BAFTA 2022

13 марта состоится юбилейная 75-я церемония вручения наград кинопремии BAFTA. В этом году практически все фильмы, которые номинировала Британская академия, попали в шорт-лист Оскар. Как известно, обладатели наград BAFTA обычно становятся лауреатами главной кинопремии мира. Рассказываем про яркие картины и делаем прогнозы в основных номинациях.

Лучший фильм

Белфаст

Не смотрите наверх

Дюна

Лакричная пицца

Власть пса

Наш прогноз на победителя: «Власть пса».  Несколько «Золотых глобусов», приз на Венецианском фестивале и 12 номинаций на Оскар — вряд ли BAFTA обойдет стороной картину Джейн Кэмпион «Власть пса». Фильм изначально был выпущен в ограниченный прокат без какой-либо сильной рекламы, и это неудивительно. Последняя кинолента Кэмпион «Яркая звезда» вышла 13 лет назад, не получила наград и премий, а кассовые сборы лишь на немного превысили бюджет.

С новой картиной  все совершенно иначе. На успех «Власти пса» во многом повлияли возвращение к прошлому, но под другим углом; затрагивание современных социальных проблем, но в антураже Дикого Запада; обращение к классическим вестернам, но со смешением жанров. Фильм напоминает киноленту Клинта Иствуда «Непрощенный» ярким центральным образом ковбоя и одновременно «Горбатую гору» общей темой и интимностью.

-2

«Власть пса» — не вестерн в привычном смысле этого слова. Здесь есть ковбои, но они не стреляют из револьверов; есть лошади, но на них не скачут люди с лассо и в банданах. Эта картина — изображение внутреннего мира нестандартного человека и его сложных отношений с окружающими. В списке лауреатов еще не раз появится лента Джейн Кэмпион точно так же, как о ней еще не один год будут вспоминать зрители.

Лучший британский фильм

Дом Gucci

Прошлой ночью в Сохо

Не время умирать

Белфаст

Идентичность

После любви

Али и Ава

Точка кипения

Сирано

Все говорят о Джейми

Наш прогноз на победителя: «Белфаст». К мысли о том, что «хороший режиссер должен быть хорошим актером» можно относиться по-разному, но она точно описывает творчество Кеннета Браны. Хоть и его недавно вышедшая кинолента «Смерть на Ниле» понравилась далеко не всем, прошлогодний «Белфаст» произвел настоящий фурор: включение в списки лучших фильмов года, десятки номинаций на престижные премии и победа на «Золотом глобусе» за «Лучший сценарий».

Эта картина, возможно, самая добродушная и гуманная в списке номинантов. Сюжет повествует о жизни ирландской семьи протестантов во времена беспорядков в Белфасте. На протяжении всего фильма кадры приятных домашних разговоров девятилетнего Бадди с бабушкой и уютных походов в кинотеатр сменяются прибытием армии, перестрелками и летящими коктейлями Молотова. Эта двойственность прослеживается и на визуальном уровне: палитра у картины черно-белая.

В свете последних событий «Белфаст» становится еще актуальнее. Главная идея киноленты Кеннета Браны заключается в том, что никакие войны и беспорядки не должны существовать и нарушать теплоту семейного очага. Фильм рассказывает не только о жизни маленького района где-то в Северной Ирландии: пространство картины растягивается до масштабов всей планеты с надеждой, что основной идеологией в мире станет пацифизм.

Лучший фильм не на английском языке

Сядь за руль моей машины

Рука Бога

Параллельные матери

Маленькая мама

Худший человек на свете

Наш прогноз на победителя: «Рука Бога». Автобиографичная «Рука Бога» стала той картиной для Паоло Соррентино, после которой режиссера стоит называть не «вторым Федерико Феллини», а «одним-единственным Соррентино». Сюжет этого фильма так же, как и в прошлой ленте в нашем списке, повествует о быте семьи, только теперь уже живущей на побережье Южной Италии, в Неаполе.

-3

«Рука Бога» — мозаика, которая собрана из воспоминаний режиссера: иногда милых и смешных, а иногда трагичных и грустных. Эта глубоко личная история наполнена запахами и звуками — единственным, что остается в памяти человека спустя долгие годы. Национальный колорит и картины из детства воплощаются на экране именно благодаря таким деталям.

Ликование Неаполя после забитого рукой гола Марадоны — плач, отчаяние и бросание стульев главным героем после трагичных новостей из больницы; поедание арбузов всей семьей и колкие анекдоты — одинокие прогулки по ночному городу; удар волн о песок на пляже — удар крышки гроба о мрамор.

Ностальгическая улыбка режиссера раз за разом меняется местами с грустными воспоминаниями. «Рука Бога», вероятно, станет для Соррентино таким же фильмом, как стал «Амаркорд» для Федерико Феллини: начиная с престижных призов и заканчивая зрительской любовью.

Лучший оригинальный сценарий

Аарон Соркин — «Быть Рикардо»

Кеннет Брана — «Белфаст»

Адам Маккей — «Не смотрите наверх»

Зак Бэйлин — «Король Ричард»

Пол Томас Андерсон — «Лакричная пицца»

Наш прогноз на победителя: Адам Маккей — «Не смотрите наверх». Адам Маккей третий раз подряд фигурирует в списках премии BAFTA. В 2015 году именно номинация за «Лучший адаптированный сценарий» в фильме «Игра на понижение» принесла режиссеру золотую маску. Спустя 3 года «Власть» с Кристианом Бейлом в главной роли была представлена сразу в шести категориях, включая награду за сценарий. Новая картина «Не смотрите наверх» не нарушила эту традицию.

Через полгода на Землю упадет комета и уничтожит человеческую цивилизацию — такова завязка сюжета фильма. Маккей не создает банальную историю о «небывалом героизме людей перед лицом опасности из космоса», как это было уже в десятках кинолент. «Не смотрите наверх» —. это сатира, высмеивание всего общества (ошибочно полагать, что только американского).

Ученые (Леонардо ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс) пытаются рассказать людям о падающей комете, однако президент думает только о том, как это скажется на рейтингах выборов, СМИ отшучиваются и продолжают желать «доброго дня», а населению интереснее обсуждать личную жизнь известной певицы Райли (Ариана Гранде). Этой черной комедией (которая ближе к середине уже не вызывает улыбок) Маккей говорит всему миру: «Не смотрите наверх — смотрите в зеркало».

Лучший адаптированный сценарий

Сиан Хедер — «CODA: Ребенок глухих родителей»

Рюсукэ Хамагути и Такамаса Оэ — «Сядь за руль моей машины»

Джон Спэйтс, Дени Вильнев и Эрик Рот — «Дюна»

Мэгги Джилленхол — «Незнакомая дочь»

Джейн Кэмпион — «Власть пса»

Наш прогноз на победителя: Рюсукэ Хамагути и Такамаса Оэ — «Сядь за руль моей машины». Вечный вопрос в кинематографе, который вряд ли сможет решиться однозначно для всех: экранизировать первоисточник так, как сказано в тексте, или же добавить что-то свое, изменить некоторые моменты и отойти от замысла писателя. Режиссер фильма «Сядь за руль моей машины» выбрал оба варианта сразу. Хамагути и Оэ в точности воссоздали сюжет небольшого рассказа Харуки Мураками и дополнили его важными деталями, за что удостоились приза за лучший сценарий на Каннском фестивале.

-4

Трехчасовое разговорное кино практически без музыки и динамики, в котором даже нет реплик в некоторых сценах — «Сядь за руль моей машины» походит больше на литературное произведение, чем на фильм. Международный успех ленты Хамагути состоялся во многом благодаря «чеховскому ружью»: каждое слово, поступок или эмоция героев в самом начале картины оказываются неслучайны и влияют на развязку действия.

В этой сентиментальной ленте особое внимание уделено диалогам. В ней, в отличие от многих других разговорных фильмов (например, «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета), переломные моменты в жизни персонажей происходят не «здесь и сейчас», а когда-то давно, о чем зритель может только слышать. Картина «Сядь за руль моей машины» стала очередным примером способности кинематографа заинтересовывать далеко не только зрелищностью, яркостью и наглядностью.

Лучший анимационный фильм

Энканто

Побег

Лука

Митчеллы против машин

Наш прогноз на победителя: «Лука». Снова в нашем списке появляется итальянская картина-мемуар о взрослении, только теперь уже анимационная. По словам режиссера Энрико Касаросы, «Лука» — «глубоко личная история» и «дань уважения Феллини», чем мультфильм и напоминает «Руку Бога», о которой сказано ранее.

Эта во всех смыслах солнечная лента о первой дружбе и любви на фоне пейзажей Итальянской Ривьеры обладает своим национальным колоритом. В основе картины лежат истории местного фольклора о морских драконах. Касароса объяснил, какую роль играют образы фантастических существ: «Морское чудовище — это метафора ощущения себя иначе».

На этом «иначе», стремлениях уйти к чему-то иному и построен весь мультфильм. Жить на морском дне и хотеть прикоснуться к Луне; быть не таким, как все, и мечтать познакомиться с обычными людьми; не уметь даже ходить и желать взмыть в воздух на мотоцикле. «Лука» — это добрая история, в основе которой лежит мысль о том, что к чудаку стоит относиться не с предвзятостью и предубеждением, а с пониманием и любовью.