Меня зовут Маргарита Ерахтина, кто-то может знать меня как автора аккаунта Privy Tailor в Инстаграм. По образованию я художник-живописец, педагог — и творческие поиски в какой-то момент привели меня к дизайну ткани. Техника, которую я выбрала, довольно уникальна! Это линогравюра. Но не на гомогенном линолеуме, как всегда было принято, а на толстом бытовом.
Смысл техники заключается в том, что нужно вручную вырезать штамп из линолеума с помощью макетного ножа, штихеля и пинцета. На рельеф наносится текстильная краска и делается отпечаток на ткани, как в традиционной набойке. На самом деле, печатать можно не только на ткани, но и на бумаге, коже и дереве, подбирая подходящую краску. С помощью штампов можно создавать рельефные оттиски на глине.
Почему же именно бытовой линолеум? Потому что можно выбрать высокий — 4,5 мм толщиной. Это позволяет обильно наносить краску губками на штамп, при этом прорези рельефа не будут забиваться, а отпечатки на ткани получатся аккуратными. На глине высокие штампы оставляют глубокий чёткий рельеф при продавливании.
В классической линогравюре чаще всего используется гомогенный линолеум толщиной 1,5-2,5 мм, но такой материал больше подходит для печати на бумаге. Чтобы красочный слой был тонким и не забил неглубокие прорези, краску на рельеф лучше наносить резиновым валиком.
Нет правильного или неправильного материала. Можно пробовать разные варианты и выбирать тот, с которым комфортнее работать лично вам. Я поняла, что для моих задач лучше всего подходит бытовой линолеум. И на протяжение 6 лет оттачивала технику до желаемого результата.
Конечно, недостаточно просто уметь вырезать штампы. Нужен рисунок — схема, по которой будет создаваться штамп. И даже в такую графическую технику, как линогравюра, я стараюсь вносить живописные переходы цвета, интересные приёмы с эффектом акварельных разводов и продумываю сложные многослойные отпечатки, с учетом тональных отношений. Видимо, мое живописное прошлое дало о себе знать.
Линогравюра стала художественной техникой, в которой я воплощаю свои творческие задумки. А возможность печатать на разных поверхностях делает мое творчество более практичным и атмосферным.
В ручной печати действительно есть что-то волшебное и уютное. Это не тот вариант печати на текстиле, что подойдёт для промышленных масштабов. Ручная печать скорее схожа с написанием картин, индивидуальным пошивом, с художественной резьбой по дереву, с керамикой или вышивкой ручной работы. Где ценится именно рукотворность, уникальность, эстетика процесса и результата. Кому-то вырезать штампы и печатать ими покажется тяжелым процессом, для других это станет своего рода медитацией. Каждому своё!
Я вижу на всех этапах этой работы невероятно завораживающую эстетику, волшебную силу рук и наполняющий вдохновением ресурс. А в следующих публикациях вас ждёт ещё больше примеров того, насколько разнообразной и выразительной может быть линогравюра на бытовом линолеуме.