В связи с известными событиями на Украине западные страны наложили на Россию беспрецедентные санкции. Многие привычные нам бренды ушли, а значит в новый мир мы вступаем с тем, что успели накопить за предыдущие годы. В моду входит осознанное потребление.
В последнее время до начала военной спецоперации на Украине глянцевые издания и life-style блогеры пропагандировали экологический, осознанный подход к потреблению и отказу от товарного фетишизма, навязанного крупными компаниями, маркетингом и модой. На это действительно был запрос: огромное количество магазинов с относительно дешевыми товарами, большая конкуренция между брендами, широкий ассортимент и главное – платежеспособное население.
От такого изобилия страдали не только потребители (а кто не страдал от мук выбора?), но и природа. Мусорные кучи росли, люди выбрасывали неиспорченную еду, огромное количество пластиковой упаковки и прочих вредных отходов тоннами свозились на полигоны.
Теперь коллективный Запад своими санкциями в отношении России прервал этот порочный круг и освободил Россию от маркетинговой зависимости, навязанной капиталистами. Крупные бренды одежды приостановили свою деятельность в нашей стране, электроника будет постепенно становиться дефицитной, а разнообразие бесконечного числа наименований сосисок и йогуртов придется сократить. С другой стороны, мы освобождаемся от товарного фетишизма, что знаменует реальный переход к осознанному потреблению.
Действительно, потреблять теперь придется внимательнее, по крайней мере, до того момента, пока наша страна не восстановит былой объем производств товаров массового потребления. Но мы, как говорится, это уже проходили. Не раз в истории России народ сталкивался с тяжелыми экономическими трудностями, и некоторые «антикризисные» тактики нам передаются чуть ли ни с молоком матери.
Во многих российских семьях до сих пор используются советские товары, которые были произведены в лучшем случае больше тридцати лет назад. Несмотря на свой неказистый дизайн и некоторое неудобство, они остаются надежными помощниками в хозяйстве и в повседневной жизни. В первую очередь, это мебель – шведские стенки, кресла, столы и стулья. У многих до сих пор в ходу советские тостеры, мясорубки, радиоприемники, проигрыватели пластинок. И еще много всего по мелочи – от ковров до посуды и одежды.
В советское время эти товары делали буквально неубиваемыми и универсальными. На самом деле, советская модель производства товаров широкого потребления напоминала современную, недавно почившую в России, «Икеа». Как и сегодня, дома были обставлены в примерно одинаковом интерьеры, в шкафах – примерно одинаковая одежда, а в холодильниках – примерно одинаковая еда. С другой стороны, советские граждане умели бережно относиться к вещам, чинить и беречь их.
Даже сегодня у нас нет необходимости менять джинсы каждый год только из-за того, что та или иная этикетка более популярна. В одежде важнее всего функциональность и комфорт, а мода и бренды не должны оказывать такого влияния на выбор. Не удивительно, что в последнее время стали появляться программы «расхламления»: дома так много вещей, что большую часть из них мы просто не используем.
В СССР одежду носили до дыр, и это не считалось чем-то убогим или неприемлемым. Каждая девочка умела заштопать дырку на одежде, чтобы продолжать ее использовать. Техника и посуда служила годами, пока она полноценно не отработает свой ресурс. Пластиковой тарой никто не разбрасывался, бутылки сдавались в пункт приема стекла, металлолом собирался и также централизованно перерабатывался. В булочных никто не использовал пакет для отдельного батона – заворачивали в бумагу. Овощи и фрукты складывались в авоську, а понятия «пакета с пакетами» в принципе не существовало.
Сегодня оптимистичное подсознание подсказывает: если раньше умели жить без тридцати видов молока или печенья, почему же не сможем сейчас? По крайней мере, нам будет нетрудно научиться, и это даже правильнее. У нас появятся возможности для развития собственных технологий и собственных модных брендов. А пока будем бережнее относиться к тому, с чем мы вошли в кризис – к одежде, к технике, к машинам и даже к человеческим взаимоотношениям. Наверное, такого хорошего повода для экологических преобразований у нас не было давно.
_________________________