Дети в играх испытывают эмоциональные переживания.
Если провести аналогию с другими играми, с которыми мы знакомим ребенка, например, игра в мяч, в прятки, и так далее, то когда ребенок осваивает эти игры, он тоже испытывает интерес и ждёт повторения тех чувств, которые приносит игра. Известно, что ребенок развивается в игре. И в соответствии с возрастом, характер игр меняется.
Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
🚸Основной единицей игры является
- роль,
- игровое действие,
- игровое употребление предметов,
- отношения между детьми (см. Эльконин Д. «Психология игры»)
Игра помогает познавать мир, проявлять себя в творчестве, задавать вопросы, если у ребенка есть кроме игры другие интересы, зависимость ли это?
Если же, ребенок думает только об игре, забывает о другой жизни, других людях, себе, забывает поесть (и сердобольные мамы, начиная переживать, что ребенок «умрет от голода», начинают его кормить прямо за компьютерным столом, по факту, поддерживая в нём его игровое поведение), - может быть ли это зависимостью?
По поводу игромании и зависимости от компьютерных игр родители начинают беспокоиться, когда детям уже по 10-16 лет. Да, когда уже у подростка явно видно патологическое (болезненное) пристрастие к играм, когда он практически постоянно заточен на игру все время, что, по сути, является настоящим помешательством, нездоровым состоянием психики.
Ярко выраженное возбуждение головного мозга на компьютерных игровых интересах начинает проявляться как доминанта. Навязчивые мысли об одной определённой компьютерной игре или однотипных сетевых играх преследуют подростка настолько, что он не может больше сосредоточиться ни на чем: ни на уроках, ни на каких-то других интересах и занятиях. Что называется, ребёнок с головой «ушёл» в игру, в «виртуал».
Такие дети становятся возбудимыми, непослушными, рассеянными, теряют контроль за временем, иногда замыкаются в себе. Любое отлучение их от игры может дать истерические реакции, вспышки агрессии и даже кажущийся ступор, когда ребёнок вне игры - и всё равно в игре в своём воображении и фантазиях. И даже ночью мозг ребёнка занят сновидениями об играх. Во снах эти дети и подростки продолжают свои игры, видя повторяющиеся или многосерийные кошмарные сны.
Вот знакомые многим родителям её проявления:
❗️ грызение ногтей рук или даже и ног,
❗️ ночной энурез,
❗️ дневное каломазание,
❗️ навязчивые страхи, движения, тики,
❗️самоповреждения,
❗️ сноговорение,
❗️ снохождение,
❗️ рисование только чёрными красками страшных картин.
Игры провоцируют серьёзные навязчивые страхи, тревожные состояния.
Разве детям до учебы, домашних заданий, каких-то других развлечений и занятий, когда им начинает казаться, что эти страшные герои могут внезапно появиться за каждым углом?
Они начинают бояться оставаться дома, их пугает каждый звук в тишине.
Бедные пленники этих «ужастиков» начинают рисовать свои страхи, сны и фантазии, где много крови, убитых, отрезанных голов, пустых глазниц, могил… И все это очень пугающе рисуется на белом фоне чёрным цветом.
Напуганные страшными персонами известных и распространенных компьютерных игр, такие дети подростки живут в своём виртуальном мире. Они боятся рассказать о них родителям. Вдруг их за это накажут?
Настолько реален для детей и подростков с их магическим мышлением страх перед этими ужасными компьютерными персонажами.Им становится понятно, почему их детки кричат и стонут по ночам, лунатят, боятся всего и часто затрагивают тему смерти.
Чтобы у подростков не развивалась компьютерная зависимость, родителям важно помнить:
✅детям до 5 лет разрешать только проверенные родителями развивающие игры;
✅детей старше 5 лет также стараться контролировать в отношении содержания игр, проверять, нет ли устрашающих образов и чрезмерно жестоких сюжетов;
✅если у ребёнка есть склонность к страхам, он пуглив, чувствителен и импульсивен, ему можно разрешать игры, если после игр не усиливаются страхи и импульсивность;
✅если ребенок до 5-6 лет чрезмерно увлечен только какой-то одной компьютерной игрой или героем (чаще всего это динозавры), то стоит насторожиться и постараться отвлечь ребёнка от этого образа, поскольку такой интерес часто бывает связан со страхами и желанием найти способы защиты от них;
✅компьютерные игры желательно разрешать играть по ежедневному расписанию, «разбавляя» их другими интересными и важными занятиями;
⚠️компьютерные игры по возможности должны быть не наградой, не «запретным плодом» и способом манипуляции, а обычной повседневной процедурой;
⚠️если ребёнок начал плохо засыпать,
⚠️видеть кошмарные сны,
⚠️разговаривать и ходить во сне,
⚠️грызть ногти,
⚠️бояться оставаться один в комнате.
К играм склонны дети и подростки гиперопекаемые и гиперчувствительные, склонные к страхам, перенесшие серьёзные стрессы и психотравмы.
И чем раньше родители обращаются к специалисту с подозрением на возможность компьютерной зависимости у ребёнка, тем быстрее и легче можно преодолеть эту сложную проблему при помощи психотерапии.
Детский психотерапевт поможет также разобраться, насколько проблемы скрытой депрессии связаны с компьютерными играми.