В 1991-92 гг. выпускалась специальная модификация Spirit R/T с 2,2 л 4-цилиндровым турбированным мотором DOHC мощностью 224 л.с., а в рамках сотрудничества с Mitsubishi вышло переднеприводное спортивное купе Stealth (двойник Mitsubishi-3000GT). Линейка Shadow пополнилась моделью Convertible, а Caravan, Grand Caravan и Dakota прошли фейслифтинг. Модели Dynasty и Monaco выпускались без изменений.
В 1992 г. в продажу поступил Dodge-Viper RT/10, представленный в качестве концепт-кара на Детройтском автосалоне 1989 г. Этот брутальный родстер был задуман как современная версия Shelby-Cobra, но конструкторы пошли намного дальше: автомобиль получил алюминиевый двигатель V10 объёмом 7996 см3 и мощностью 400 л.с., 6-ступенчатую МКП, задний привод, выведенные сбоку выхлопные трубы, трубчатую раму и двухместный стеклопластиковый кузов с длинным капотом, похожим на морду гадюки. В том же году компания вернулась в сегмент полноразмерных машин с седаном Dodge-Intrepid, оформленным Кевином Вердайном в обтекаемом стиле cab forward. Он был основан на переднеприводной платформе Chrysler-LH и оснащался 3,5 л мотором V6 SOHC мощностью 214 л.с., 4-ступенчатой АКП, дисковыми тормозами с ABS, трэкшн-контролем и двумя подушками безопасности.
В 1993 г. выходит новое поколение Dodge-Colt/Eagle-Summit, а подразделение Dodge Trucks разрабатывает новое поколение пикапов Ram грузоподъёмностью 1/2 т (Ram 1500), 3/4 т (Ram 2500) и 1 т (Ram 3500), которое стало обладателем титула North American Truck of the Year 1994. Все они получили стильный кузов без прямых углов, доступный с тремя вариантами кабины: 2-местной Regular Cab, 4-местной Club Cab и 4-дверной Quad Cab. На выбор предлагались бензиновые двигатели V6 3,9 л, V8 5,2 или 5,9 л и V10 8 л из серии Magnum или рядный 6-цилиндровый турбодизель Cummins 5,9 л.
В 1995 г. концепцию дизайна cab forward продолжают среднеразмерный седан Stratus (двойник Chrysler-Cirrus) и компактный Neon с кузовом купе или седан на переднеприводной платформе Chrysler-PL. Благодаря удачной рекламе и низкой цене Neon стал настоящим хитом: с 1995 по 2006 гг. было продано свыше 2 млн. ед. Он приводился в движение 2 л рядным 4-цилиндровым двигателем SOHC (132 л.с.) или DOHC (150 л.с.) в паре с 5-ступенчатой МКП или 3-ступенчатой АКП. В том же году начался выпуск спортивного купе с передним приводом Dodge-Avenger/Chrysler-Sebring (двойник Mitsubishi-Eclipse) и нового поколения минивэна Caravan.
В 1996 г. вышло новое поколение среднеразмерного пикапа Dakota с тремя типами кабин (Regular Cab, Club Cab и Quad Cab), а у Dodge-Viper появилась версия GTS с кузовом купе, которая отличалась усиленной рамой, алюминиевой подвеской, двигателем V10 мощностью 450 л.с., воздухозаборником в капоте и встроенным задним спойлером. Аналогичные усовершенствования получил и родстер RT/10. В 1997 г. на шасси пикапа Dakota разработан среднеразмерный внедорожник Dodge-Durango. Разделяя фронтальный дизайн с семейством Ram он имел 5-дверный кузов универсал с роскошным 7-местным салоном. На выбор предлагались три мотора из серии Magnum: 3,9 л V6 (175 л.с.), 5,2 л V8 (230 л.с.) и 5,9 л V8 (245 л.с.) в комплекте с 4-ступенчатой АКП и задним или подключаемым полным приводом.
В 1998 г. марка Dodge становится частью глобального концерна DaimlerChrysler. В процессе рационализации модельного ряда она получила приоритетный статус, в то время как бренд Plymouth был ликвидирован. В этом же году был обновлён дизайн модели Intrepid. В 1999 г. Viper получает новые 18-дюймовые 5-спицевые алюминиевые колёсные диски (ранее 17 дюймов) со спортивными шинами Michelin Pilot, зеркала заднего вида, дверные ручки и рукоятку переключения передач. Пока новые автомобили находились на стадии проектирования, в 2000 г. дизайнеры обновили Neon, а в 2001 г. - Caravan и Stratus. Последний стал доступен с кузовом купе или седан и с двумя силовыми агрегатами: 2,4 л 4-цилиндровым мощностью 150 л.с. или 2,7 л V6 мощностью 200 л.с.
В 2000 г. в рамках DaimlerChrysler создан отдел Performance Vehicle Operations (PVO), в 2003 г. переименованный в Street & Racing Technology (SRT). Он специализировался на разработке высокопроизводительных автомобилей и заводском тюнинге. Первым его проектом стал Dodge-SRT4 - скоростная модификация компактного седана Neon с 2,4 л 4-цилиндровым турбомотором мощностью 215 л.с. В 2003 г. подразделение SRT пересматривает дизайн и конструкцию Viper, используя в качестве ориентира концептуальный Viper GTS-R 2000 г. На Viper SRT10 Roadster был установлен двигатель V10 объёмом 8277 см3 и мощностью 500 л.с., который обеспечивал максимальную скорость свыше 300 км/ч. Этот же мотор использовался на Ram SRT10 - спортивной версии пикапа Ram 1500 третьего поколения, доступной в 2 типах кабины: Regular Cab и Crew Cab.
В 2004 г. выходят модернизированные рестайлинговые семейства Stratus, Caravan/Grand Caravan, Durango и Dakota.
В 2005 г. DaimlerChrysler начинает модернизацию линейки Dodge с введения полноразмерного универсала Magnum, основанного на заднеприводной платформе LX от Chrysler-300. Автомобиль оснащался моторами V6 2,7л/190 л.с. в версии SE, V6 3,5 л/250 л.с. в версии SXT и новым Hemi V8 OHV 5,7 л/350 л.с. с полусферическими камерами сгорания и системой отключения половины цилиндров MDS в версии R/T или 6,1 л/425 л.с. в версии SRT8. Аналогичные модификации, силовые агрегаты и платформу получил возрождённый Charger, представленный на Детройтском автосалоне 2005 г. В отличие от классической 2-дверной модели, он выпускается только с 4-дверным кузовом седан.
В 2006 г. новой компактной моделью Dodge становится 5-дверный кроссовер Caliber. Внешне он напоминал Magnum, но предлагался только с 4-цилиндровыми двигателями серии World Engine (1,8, 2,0 или 2,4 л, 150-170 л.с.; SRT4 с 2,4 л компрессорным мотором мощностью 295 л.с.) и был основан на модифицированной переднеприводной платформе GS от Mitsubishi. В этом же году выходит новое поколение полноразмерных пикапов Ram (1500/2500/3500) с кабинами Regular Cab, Quad Cab и Mega Cab, а модели Durango и Dakota проходят рестайлинг.
В 2007 г. корпорация Chrysler снова обрела независимость, отделившись от Daimler AG. Тем временем в производство поступили среднеразмерный седан Avenger и компактный SUV Nitro. Первый напоминал Charger, но его дизайн был более мягким, а платформа - переднеприводной. В топовой версии R/T он оснащался 3,5 л двигателем V6 DOHC мощностью 235 л.с. в паре с 6-ступенчатой АКП. На Nitro ставились моторы V6 3,7 л/205 л.с., V6 4 л/260 л.с. и 4-цилиндровый турбодизель 2,8 л/177 л.с. с приводом на задние или на все колёса. Угловатый кузов внедорожника получил неоднозначные оценки, поэтому за 5 лет было продано менее 200.000 ед.
В 2008 г. вторым претендентом на возрождение после Charger стал Challenger, современную версию которого представили на Детройтском автосалоне 2006 г. Предлагались версии SE (V6, 3.5 л/250 л.с.), R/T (V8, 5,7 л/370 л.с.) и SRT8 (Hemi V8, 6,1 л/425 л.с.). Оформленный по образцу классической модели 1970 г., новый Challenger был доступен только с кузовом купе 2+2 на заднеприводной платформе LC. В том же году вышли полноразмерный кроссовер Journey и новые поколения Caravan/Grand Caravan и Viper SRT10.
К началу 2009 г. компания находилась на грани банкротства и собиралась закрыть все свои производственные и торговые заведения, но вскоре нашёлся покупатель в лице итальянской компании FIAT, и с 2010 г. деятельность возобновилась под новым патронажем. В 2011 г. в составе Chrysler образовано подразделение Ram Trucks, наделённое правом выпускать автомобили под собственным брендом Ram. Его модельный ряд был составлен из полноразмерных пикапов и грузовиков Ram 1500/2500/3500/4500 и 5500, которые в 2009-10 гг. продавались как Dodge-Ram четвёртого поколения. В линейке Dodge остался только полноразмерный внедорожник Durango, в 2011 г. отделённый от пикапа Dakota и привязанный к Jeep-Grand Cherokee. Он получил несущий кузов, независимую подвеску всех колёс и новые силовые агрегаты: Pentastar V6 (3,6 л/290 л.с.) и Hemi V8 (5,7 л/360 л.с.). В том же году провели рестайлинг минивэнов Caravan/Grand Caravan и седана Charger на платформе LX, теперь доступной не только с задним, но и с полным приводом. На SE и R/T устанавливаются те же моторы, что и на версии Challenger, а на Charger SRT8 - 6,4 л двигатель Hemi V8 мощностью 470 л.с.
В 2013 г. подразделение Street & Racing Technology, по аналогии с Ram получившее права на собственную марку SRT, выпускает переднемоторный суперкар SRT Viper. Он имел 2-местный кузов купе из алюминия и композита, трубчатую раму, 8,4 л атмосферный двигатель V10 мощностью 640 л.с., 6-ступенчатую МКП Tremec TR6060 и задний привод. Модель выпускалась в трёх уровнях отделки: базовой, GTS и GTC, а также в гоночной модификации Viper ACR. В 2015 г. её переименовали в Dodge-Viper в связи с реинтеграцией отдела SRT в состав Dodge. Совместно с Fiat разработан компактный переднеприводной седан Dart в версиях SXT, Limited, Rallye и GT, построенный на общей платформе с Alfa Romeo-Giulietta, Fiat-Viaggo и Chrysler-200. Он оснащался 4-цилиндровыми двигателями Fiat с турбонаддувом (1,4 л/160 л.с.) или атмосферными моторами GEMA (2 л/160 л.с. или 2,4 л/184 л.с.) с 6-ступенчатой МКП, полуавтоматической DCT или АКП. Европейский дизайн автомобиля не соответствовал имиджу бренда, поэтому в 2017 г. компания от него отказалась, выпустив 538.156 ед.
В 2014 г. Chrysler Group LLC объединяется с итальянской компанией Fiat в международный концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA). Новое руководство во главе с Серджио Маркионне отводит марке Dodge статус спортивного подразделения, а Chrysler - люксового. Приоритетное значение получили современные muscle-car Charger и Challenger, а также внедорожник Durango. В 2015 г. у Challenger и Charger появились версии под названием SRT Hellcat, оснащённые самым мощным двигателем в истории Mopar – 6,2 л компрессорным Hemi V8 мощностью 707 л.с.
В 2016 г. на рынок Мексики и Канады выходит компактный седан Neon, созданный на платформе Fiat-Tipo с 4-цилиндровым бензиновым мотором 1.6 E-torQ мощностью 110 л.с. в паре с 6-ступенчатой АКП. В 2017 г. Viper был снят с производства по причине несоответствия современным стандартам безопасности и экологичности.
В 2020 г. были представлены обновлённые модели Charger и Challenger, а в 2021 г. - новые поколения среднеразмерного кроссовера Journey и полноразмерного внедорожника Durango.
Dodge. Часть I
Dodge. Часть II
Dodge. Часть III
Dodge. Часть IV
Dodge-Dart (1965), Dodge-Coronet (1973), Ram 1500 (1994), Caravan (1995), Viper GTS (1996), Viper GT2 Champion Edition (1998), Intrepid R/T (1998), Power Wagon Concept (1999), Dodge-Viper SRT10 (2003), Dodge-Challenger SRT8 (2008)
#история автомобилей #автомобильная история #американские автомобили #автомобили из сша #dodge