Часть 2.
Госномер 09-16 иса, белые буквы и цифры на черном фоне. Техпаспорт и номерной знак получил еще осенью. Местный "шериф", майор милиции, поставил мотоцикл на учет не глядя, со слов владельца. Чего напрягаться почем зря? Все равно из двенадцати вновь приобретенных мотоциклов в военном городке останутся только два, от силы три штуки.
Остальные в течение года будут перепроданы в окрестные деревни и села. На этом некоторые жители городка, в основном вольнонаемные, делали, как сказали бы сегодня, свой маленький бизнес. Цена нового мотоцикла при перепродаже доходила до 3,5 тысяч. За забором очередь желающих купить Урал или Днепр только росла. Деревенских жителей цена не пугала. Все дело в том, что тяжелые мотоциклы пользовались широкой популярностью, а в свободной продаже их не было совсем! Ни в областном центре, ни в районных городах. Вообще нигде.
Такой мотоцикл на селе, помимо своего прямого назначения, был и трактором, и грузовиком, и тягачем. На нем пахали землю, им таскали прицепы и телеги, возили бревна и т.д.
Для этого местные умельцы приваривали к раме коляски трубу с Зиловским фаркопом, вместо коляски ставили грузовые площадки или ящики, для прочности обваривали металлом заднее ведущее колесо. В те годы он заменял нынешние мотоблоки и минитрактора.
Большинству деревенских документы и номер на мотоцикл были на фиг не нужны, о постановке на учет и переоформлении никто и не заикался. Слово "ГАИ" им ничего не говорило. В их деревнях и селах про ГАИшников даже не слышали.
Весной, когда позволила погода, начал обкатывать мотоцикл. На дорогах каша из грязи и снега, длинные лужи с неизвестной глубиной. Стал задумываться об установке защитного лобовика и щитков для ног. В городке 98% мотовладельцев ездили с щитками изготовленными местными умельцами. Материалом для них служила нержавейка. Качество и дизайн вполне приличного уровня. Но у них были и недостатки : большой вес, цена и то, что на солнце щитки сильно бликовали. Оставшиеся 2% поставили пластиковые фирменные лобовики и щитки заводского производства. Купили их в практически единственном в те годы в Москве магазине, торгующим всем для Днепров и Уралов. Тут мне повезло : мой товарищ-однокурсник с которым заводили мой Урал, улетел в командировку в Москву. Он планировал купить на свой Днепр комплект щитков. С трудом уговорил его взять два комплекта. Легкие пластиковые лобовики и щитки, предварительно окрашенные в цвет, идеально подошли к обоим мотоциклам. Полностью черный Днепр и салатовый Урал выглядели здорово!
Я знал про большой расход бензина мотоциклом. В теории. Когда столкнулся с этим на практике ....По паспорту он съедал 10л 76-го на 100км. В реале 10л хватало на 50км. Дело было в том, что в части не было АЗС для личного автотранспорта. Примерно половина автомобилистов заливали бензин в свои ТС благодаря связям в автобате. Остальные с канистрами покупали бензин на государственных АЗС. Ближайшая находилась в 30км и дорога была грунтовая, местами подсыпанная щебенкой. Местные кулибины ставили один карбюратор вместо родных двух. Расход уменьшался, но при этом резко падала мощность. Для себя я решил : пусть жрет сколько хочет, но и прет как зверь!
Еще одна проблема именно Урала это спицы. Стоило забыть их протянуть и резко добавить газу, как на заднем колесе несколько штук рвались. Особенно часто рвались длинные спицы. У Днепра таких проблем не было. Колеса отличались тем, что у киевского мотоцикла спицы были все одинаковые, а у ирбитского половина коротких и столько же длинных. Что мешало сделать колеса как у Днепра? Загадка! Когда я был в командировке в Москве, тоже заезжал в тот фирменный магазин на Бабушкина (могу и ошибиться, столько лет прошло) за спицами. В части "уралисты" заказали мне купить их штук сто. С трудом дотащил такую тяжесть до ближайшей почты, откуда отправил их в двух посылках в городок. В один ящик спицы не прошли по весу. Там же купил несколько цепочек привода тросиков рукоятки газа. Моя постоянно рвалась. Ну и по мелочи. Отличный по тем временам магазин! Еще все удивлялись, почему таких магазинов было так мало в такой громадной стране СССР?
Рукастые прапорщики обваривали задние колеса Уралов листовым металлом. Но такие колеса годились лишь для медленной езды. Уже на 40км начиналась вибрация. Дисбаланс!
Несколько историй от других владельцев тяжелых мотоциклов. С их слов.
Ехали вдвоем на моем Урале. Я за рулем, дружок в люльке. Подъезжаем к железке (железной дороге Транссиб), а там как всегда переезд закрыт. Стоим ждем. Смотрю, дружок мой достает складной нож. Шутя интересуюсь, что, собрался закуску порезать? Так мы еще до гаража не доехали. Да нет, отвечает. У тебя между крылом коляски и колесом какой-то мячик попал. Щас покажу! И наклонился к колесу. Крепко сидит, зараза! А мы его ножичком! Раздался "Пффф!" и колесо коляски село на обод. Оказалось камера вылезла с борта старой лысой покрышки. Хоть плач, хоть смейся. А ехать надо. Запаска тоже отсутствовала по той же самой причине. Достать новую резину было тогда проблемой. До части еще километров пять, да по бетонке. Пока доедешь колесу п....ц! В общем набили в покрышку травы, друг мой сел сзади, так и доехали потихоньку
Собрались как-то по осени с друзьями на рыбалку. На один день и не далеко, километров за сорок. Втроем на мотоцикле доехали до речки. Развернули и поставили снасти. Можно и по соточке. И тут выяснилось : А стаканов-то нет! Забыли! Хозяин перерыл всю коляску, вроде где-то был. Но нет, не нашел. Не из горлА же пить. Открутили колпак указателя поворота с коляски, промыли в реке. Так и выпили литр за весь день. На обратном пути попали под сильный дождь. Промокли насквозь. И опять пригодился колпак поворотника. Чтоб не простыть, в сельпо взяли литруху и приняли ее как лекарство. Утром никто даже не чихал.
Поехал один в райцентр. С грунтовки вышел на асфальт. Дорога почти пустая. Набрал 80. Обгоняю самосвал. Выхожу на встречку. Пора возвращаться на правую полосу. Впереди уже приближается машина. Но не могу! При попытке повернуть руль вправо поднимается коляска. Еще чуть и мотоцикл кубарем начнет кувыркаться. Еле успел уйти на левую обочину. Долго курил.
В мае это было. Со своей поехали по магазинам в город. Она в коляске что-то трещит не переставая. Я только поддакиваю. Стрелку держу на 60км. Прямая ровная дорога. И тут внезапно будто дубиной по голове ударили! Я едва руль не бросил. Кое как оттормозился и встал. Моя даже ничего не поняла. Майский жук! Здоровенный хрущ попал мне в пластиковый щиток шлема. Своими кишками замазал мне все забрало. Хорошо я опустил щиток на скорости. Иначе ...
К сожалению, с мотоциклом пришлось довольно скоро попрощаться. Пришел приказ о переводе в другое место службы. На сборы дали неделю. За это время нужно было сделать кучу дел. В частности, продать Урал. Забрать его с собой было невозможно. Снял с учета, сдал номер. В ближайшем поселке на мотоцикл сразу нашелся покупатель. На следующий день заехал за ним. Он на радостях уже был полупьяный. Его жена передала мне деньги. На своем, теперь уже бывшем, Урале доехал до ворот КПП части. Посадил за руль нового хозяина, который всю дорогу прикладывался к бутылке. На вопрос : Доедешь? - он ответил : А то! Дал газу и ушел в горизонт. Надеюсь он доехал до дома. ГАИшников там не видели никогда.
До сих пор вспоминаю свой первый и последний мотоцикл. Потом было много разных машин, наших и иномарок. Но они уже не давали таких эмоций, как Урал.