Да, классика, но, коль скоро мы исследуем с вами признаки и инструменты зла, мы не можем не поговорить о жадности. Тем более что первопричиной того зла, выход которого в мир мы наблюдаем сегодня, является именно банальная жадность.
В основе жадности, как объяснят вам многие психологи, лежит, как правило, неуверенность. Неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неуверенность в том, что эти силы и возможности способны обеспечить благополучное завтра. Причинами этой неуверенности может быть что угодно – от пережитых тяжелых времен и буквального голода до низкой самооценки и комплексов неполноценности.
Эта неуверенность, конечно, никогда не декларируется, не признается и даже не осознается. А просто трансформируется в неуемное стяжательство, отчаянное накопление ресурсов. Причем даже далеко не сразу – тут очень многое зависит от среды.
Если в среде, которая такого человека окружает, жадность как-либо стигматизируется и осуждается, то, конечно, он будет ее какое-то время подавлять или сублимировать. Например, не копить деньги или предметы роскоши, а обзаводиться полезными связями, посещать мероприятия с бесплатной едой, менять вещи с выгодой для себя и так далее. На этом этапе жадный человек может даже выглядеть щедрым – например, устраивая вечеринку для друзей. Только при пристальном рассмотрении можно увидеть, что все эти друзья – какие-то высокопоставленные или очень обеспеченные люди.
Если же жадность в среде такого человека не осуждается, а, наоборот, считается вполне позитивным устремлением в стиле «все в дом, все для семьи», то, конечно, жадный человек быстро даст себе волю. Не скованный глупостями в виде порядочности, ответственности, чувства справедливости, такой человек будет недоплачивать своим сотрудникам, устраивать коррупционные тендеры с откатами на госзакупках, выводить деньги предприятия в оффшоры по полулегальным схемам, и прочее, и прочее. Жажда накоплений будет постоянно искать и находить моральные «подпорки» и оправдания: «все так делают», «в этом нет ничего плохого», «это нормально».
Но фишка вся в том, что не ограниченная строгими моральными установками жадность не менее быстро становится инструментом зла. Грубо говоря, например, если человек выбрасывает заболевшее домашнее животное на улицу, когда ему жаль денег на его лечение, можно сказать, эту границу он уже переступил. Ну это же всего лишь животное, не важно. Но ползущая опухоль жадности постепенно, как болезнь, захватывает все остатки позитивных качеств – жадине становятся совершенно безразличны способы, которыми он получает деньги или другие ресурсы.
Ну и, конечно, способы, которыми он свое полученное благосостояние защищает. Все оппоненты, так или иначе на это благополучие посягающие, превращаются буквально во врагов, лишенных любых человеческих черт. А что нужно делать с врагами, с точки зрения такого человека – уничтожать, конечно.