📌1 ошибка – работать над сочинением в неправильной последовательности
ПЛАН сочинения выглядит таким образом:
1 абзац: вступление + проблема
2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)
3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно)
4 абзац: собственная позиция
5 абзац: обоснование собственной позиции
6 абзац: заключение
Но так сочинение выглядит только для эксперта!
Сочинение – это пазл. Мы работаем над ним комплексно. Мы же не можем собирать пазл снизу верх, двигаясь по линиям? То же самое с сочинением.
Как следует работать над сочинением: начинаем с проблемы – далее обозначаем авторскую позицию – иллюстрируем позицию в комментарии – формулируем собственную позицию – обосновываем собственную позицию – пишем заключение.
📌2 ошибка - неправильное обозначение проблемы
2.1. Подмена понятий
Ученики и учителя часто подменяют понятия "тема" (о чем говорится в тексте), "идея" (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и "проблема" (один из основных вопросов, который требует ответа).
2.2. Неумение формулировать проблему
"В тексте выдвигается проблема о значимости культуры для человека"
Звучит криво, согласитесь? Кстати, "выдвигается" шкаф, если он выдвижной :)
Намного лучше звучит: "А какую роль культура играет в жизни человека?" Поэтому я рекомендую формулировать проблему именно вопросом.
📌3 ошибка - неправильное оформление комментария
3.1. Деление комментария на абзацы
Комментарий един. Мы не пишем 2 комментария, мы пишем 2 примера-иллюстрации. Комментарий – одна мысль, нелогично дробить её. Опишу случай: ученик делит комментарий на 2 абзаца, второй абзац начинает со слова "также", которое показывают продолжение мысли предыдущего абзаца, – эксперт на ЕГЭ засчитывает логическую ошибку. Потому что так делать неправильно.
📌4 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции
Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её. Обращусь к словарю:
Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию.
📌5 ошибка- готовиться некомпетентно
Готовиться только к сочинению неправильный подход. Необходимо обращать внимание на критерии К7-К10