Поздним вечером 28 февраля 1986 года в центре Стокгольма был убит выстрелом в спину Улоф Пальме - премьер-министр Швеции. Эта новость потрясла всю страну. В 23:21 полиция получила звонок от диспечера такси от том, что человек был застрелен на перекрестке улиц Свеавэген и Туннельгатан.
Улоф Пальме любил ходить без охраны. В тот день он отпустил их и намеревался провести вечер дома. Но, в итоге, они с женой Лисбет собрались пойти в кино на поздний сеанс в компании своего сына и его невесты.
Выбрали кинотеатр Гранд, который находится на улице Свеавэген в центре Стокгольма. Они вышли из дома в Старом Городе Стокгольма и после поехали на метро до станции Родмансгатан, рядом с которой находился кинотеатр.
После просмотра и разговора с сыном и его невестой, Лисбет и Улов Пальме решили прогуляться немного в сторону Старого Города по Свеавэген. Они шли медленно, никуда не торопились и даже разглядывали витрины магазинов.
На пересечении Свеавэген и Туннельгатан, возле магазина Декорина, сзади к ним подошел неизвестный мужчина и выстрелил в Улофу Пальме в спину с близкого расстояния, после этого он выстрелил и в Лисбет.
Улоф Пальме умер на месте, а Лисбет не пострадала сильно, но была в шоке. Убийца, как предполагается побежал по Туннельгатан вверх по ступенькам над туннелем.
К месту преступления сразу же приехал патруль и скорая помощь. Несмотря на все реанимационные действия медиков, они констатировали смерть Улофа Пальме в 00:06 в больнице Саббатсберьет.
Немыслимое преступление, потрясшее всю страну, которая утром этого же дня узнала об этой трагической новости. Кто убийца, почему и что теперь делать полиции. Кто будет расследовать убийство?
Расследованием сразу занялась полиция, так как доверия службе безопасности не было, так как премьер-министр отпустил охрану. Улоф Пальме на работе не говорил, что они с женой собираются в кино. Хотя Лисбет Пальме на своей работе упоминала о возможном походе в кино, так как сын сказал, что собирается посмотреть фильм “Братья Моцарт”.
Во второй половине дня Лисбет и Улоф решили, что пойдут в кино с сыном и его невестой. Полиция не нашла прослушку в доме премьер-министра в Старом Городе.
Как же так получилось, что такое стало возможно? Пальме был неоднозначным человеком, жители некоторых стран третьего мира боготворили, соотечественники то поддерживали, то называли шпионом. Как у любого политика у него были свои оппоненты. Но, чтобы просто застрелить человека посреди улицы в самом центре города?
Версии полиции
Начальник муниципальной полиции Ханс Хольмер тут же взялся за расследование, многие шведские журналисты отмечали потом скорее карьерный интерес, чем само расследование. Этого следователя еще и хорошо поддерживала сама социал-демократическая партия.
Ханс Хольмер начинает действовать сосредотачивая внимание расследования на версии Рабочей партии Курдистана, активисты которой уже засветились в Европе своими террористическими действиями. Однако, никаких улик в защиту этой версии не было, что не мешала Хольмеру откладывать свидетельства, которые указывали на что-то другое в дальний шкаф.
В марте 1987 года Хольмер уходит с поста, и вместо него расследованием начинает заниматься Ханс Эльвебру, который продержится на этом месте до 1997 года. Его критиковали за то, что он через чур большое внимание уделял показаниям только Лисбет Пальме. Тогда в деле появился новый подозреваемый - Кристер Петерссон, человек с психологическими проблемами, ранее судимый за убийство. Он часто находился в районе, где произошло убийство. У Петерссона были проблемы с алкоголем и наркотиками. Зачем такому человеку убивать премьер-министра?
Была версия, что Петерссон мстил за сокамерника, с которым сидел в тюрьме, а револьвер ему помогли достать знакомые из криминальных кругов.
Лисбет Пальме выбрала его на опознании, только вот на суде это доказательство было отнесено к недостоверным, так как ей заранее сказали, что подозреваемый имеет проблемы с алкоголем, а так же он очень сильно выделялся одеждой среди остальных мужчин, поставленных рядом с ним. Свидетель, мимо которого пробегал убийца, сказал, что Петерссон не подходит под описание.
Несмотря на все это, Петерссон был признан виновным в муниципальном суде Стокгольма, но потом освобожден в аппеляционном суде по причине отсутствия прямых улик, и недостоверных косвенных, включая показания Лисбер Пальме.
За 34 года с момента убийства шведская полиция рассматривала много версий, еще столько же появилось и конспирологических версий.
Американский след, советский след, южноафриканский след, ведь Пальме был жесткий противником режима апартеида в ЮАР, версия националистов в полиции, не говоря уже о нескольких подозреваемых.
Но, главной улики в деле так и не нашли - орудие убийства не было найдено. Редакция газеты Экспрессен достала по наводке из криминального круга Петерссона револьвер, который якобы использовался Петерссоном для убийства Пальме. Рассказал это все печально известных наркодилер Сигге Седергрен журналистам в 2000х. В 2006 вышел фильм “ Я видел убийство Пальме”, где они развивали эту версию. Револьвер, который нашли был сильно испорчен ржавчиной, что экспертизу провести не удалось, но криминалисты почти уверены, что его выбросили в озеро несколькими годами раньше, чем Пальме был убит.
Новый поворот в деле
В июле 2020 году прокуратура и полиция Швеции объявили о новом подозреваемом. Им стал Стиг Енгстрем, известный как Скандияманнен - мужчина из Скандии. Он работал в офисе компании Скандия, который находился в нескольких десятках метров от места убийства Улофа Пальме. Он фигурировал в списке свидетелей, но, почему-то внимание с него и его сбивчивых, но настойчивых показаний все время переключалось на другие версии.
Генеральный прокурор Кристер Петерссен в 2020 заявил, что при пересморе дела, выяснилось, что показания самого Стига Енгстрема не сходятся с показаниями других свидетелей, который были на месте преступления, и что самое главное - никто не смог вспомнить, что такой человек, как Енгстрем там был.
Версия Енгстрема состояла в том, что он вышел с работы в 23:20, что соответствовала штампу на турникете. Работал допоздна, потому что уходил в отпуск, и пытался успеть все доделать. Он спешил на метро, поэтому шел быстро. Ближайшая станция была уже закрыта, поэтому он не хотел опоздать на поезд, который отходил от следующей станции метро.
По пути он сверил часы, и для этого он повернулся к витрине, откуда светил свет, так как циферблат его часов был темным и ему трудно было видеть стрелки. После этого по снова пошел, и вдруг услышал два хлопка. Он подумал, что это фейверки или еще что-то в этом роде. Но, уже через несколько секунд он увидел, что человек впереди лежит на тротуаре, а женщина склонилась перед ним.Он понял, что случилось что-то страшное и подбежал к ним. Тогда он увидел, что мужчина истекает кровью и они решили повернуть его набок, и он спросил в Лисбет Пальме “куда побежал убийца и видела ли она его”. На что та ответила: “Туда, а сторону Кунгсгатан, он был в синей куртке”. К этому моменту подъехала полиция и он им указал, куда надо бежать, при этом забыв сказать про одежду стрелка. Тогда он побежал за полицейскими, чтобы им дорассказать, но не смог догнать. Когда он вернулся на место преступления, то услышал, что кто-то описывает убегающего убийцу, и это совпадает с тем, как выглядит сам Енгстрем. К него полицейский показания брать не стал. Енгстрем сам потом позвонил в полицию и решил дать показания.
Все вроде бы выглядит логично, но вот Лисбет Пальме отрицала, что она кому-то что-то говорила, не помнила Енгстрема. Хотя, были свидетели, к примеру таксист проезжающий мимо, который видел стрелка, и вот он тоже указал, что одет убийца был в синюю куртку.
Никто из свидетелей на месте преступления не мог вспомнить Енгстрема. И полицейские, который прибыли на место сказали, что они ни с кем не разговаривали, и в итоге далеко не побежали. Это было первой зацепкой полиции сейчас.
Второй зацепкой были показания Ларса Йепссона, который выходя из соседний улицы, почти столкнулся с убийцей, который побежал мимо него, пока Йепссон скрылся за бараком, который разделял улицу. Он был ближе всех к убийце, и на нем была синяя куртка. Сам Йепссон не подходил под описание, так как был намного меньше ростом, и его показания считаются достоверными. Убийца пробежал мимо него вверх по ступенькам туннельгатан, где он повернулся и посмотрел оттуда вниз. Ларс не видел его лица, так как было темно, но запомнил, как тот был одет, и что у убийцы был широкоплечим и он грузно поднимался по ступенькам, хоть и торопился.
Следствие пришло к выводу, что Стиг Енгстрем мог видеть человека в синей куртке - т.е. Йепссона только лишь, если он сам был на верху на ступенях или внизу на месте преступления. Но, никто не смог подтвердить, что он был там, и скорее всего мужчиной на ступеньках, был сам Енгстрем, которому было удобно в свои показания включить Йеппсона в синей куртке.
Сам Енгстрем несмотря на все свои показания не был приглашен на реконструкцию преступления, и сам еще несколько раз связывался со сми, чтобы рассказать свою версию, говоря о том, что полицейские не видят того, что не подходят к их удобным версиям. Это тоже ему вменяется теперь, так как если кто-то из свидетелей описывал убийцу похожим на Стига, то тот мог сослаться на свой рассказ в медиа, который сразу же был растиражирован.
Так как Стиг Енгстрем умер в 2000 году, то дело об убийстве Улофа Пальме было закрыто по причине смерти основного подозреваемого. Многие из тех, кто знал Стига Енгстрема сомневаются в том, что он был убийцей, ссылаясь на его характер. Даже некоторые криминалисты задаются вопросом, а похож ли он на убийцу и не могут дать однозначного ответа.
Такие новости всколыхнули Швецию снова, спустя 34 года после убийства. Многие посчитали, что полиция просто выбрала удобного человека, которого можно обвинить и закрыть дело. Кто-то придерживается версии Лисбет Пальме о том, что Кристер Петерссон был убийцей. В полиции признают факт того, что следствие велось хаотично, и из-за этого восстановить интересующие полицию теперь детали,уже невозможно.
Дело об убийстве Улофа Пальме так и не было раскрыто, и скорее всего оно таким и останется в истории Швеции.