Найти тему

Коллаборация времен 17 века

Ян Брейгель Старший (сын того самого Питера Брейгеля) и Питер Пауль Рубенс имели много общего. Оба жили в Антверпене, руководили собственными мастерскими и служили придворными художниками при правителях Голландии. А еще они были хорошими друзьями. Их дружба вылилась в плодотворный творческий союз – вместе они создали не менее 20 полотен. Как правило, Рубенс писал на картинах фигуры людей, а Брейгель – фон и обстановку.

Ян Брейгель славился точностью и скрупулезностью изображения. Работы Рубенса были полны страсти и нарочитой телесности. Манеры письма художников взаимно дополняли друг друга. Это позволяло создавать неповторимые и глубокие произведения.

Среди их совместных работ выделяется цикл из картин-аллегорий на тему пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Зрению в этой серии посвящено три полотна. Они полны символов и носят одинаковое название — «Аллегория зрения».

На картинах изображены фигуры женщин и античных богинь. В живописи того периода чувства часто изображались в образе девушек среди предметов, обозначающих то или иное чувство.

Здесь персонажи окружены тем, что услаждает взгляд – картинами, скульптурами и цветами. Между прочим, Ян Брейгель получил прозвище «Бархатный» из-за любви к цветам.

Присмотритесь внимательно. Вот какие символы зрения спрятаны на этих картинах:

Героини (на одном полотне – девушка, на другом – Венера) смотрятся в зеркало. Венера – богиня красоты, а красоту воспринимают обычно визуально.

Подзорная труба и очки – детали, которые появляется на каждой картине.

Фигура орла на люстре – метафора остроты зрения.

Видите картину с изображением библейского сюжета на тему исцеления слепого? Это аллегория прозрения не только физического, но и духовного.

Кстати, художники использовали популярный в то время прием «картина в картине». Они разместили внутри полотен изображения других своих работ, созданных совместно и по-отдельности («Мадонна с младенцем в гирлянде цветов», «Охота на тигров» и др.).