Сергей Мардан, (журналист такой, да вы знаете!), два дня на радио «КП» убивался, что, мол нельзя произносить слово «национализация». От него всем страшно, даже владельцам квартир, и вообще, мы, Россия в смысле, тридцать лет сюда тянули инвесторов и бизнес, а теперь, мол, сами их пугаем до «усрачки» (тезаурус Мардана, вопросы не ко мне). Ну и там же прозвучал вопрос: «А у нас есть российский бизнес, что может потянуть масштабы Макдональдса и остального фастфуда?!»
Простите, а у нас российский бизнес какой-нибудь получал такие же преференции, как пресловутый «Макдак»? Здание с инфраструктурой общепита в центре столицы и по совершенно бросовым ценам? Напомню, что аренда бывшего кафе «Лира» на Пушкинской площади была такой символической, что возникали неудобные вопросы о низкопоклонстве перед Западом всего нашего столичного начальства!
А ещё я помню бизнес по-московски в «святые девяностые». Да, в регионах это так и называлось, когда из столицы приезжали «денежные мешки» и скупали за любые деньги работающие предприятия. Зачем? А затем, чтобы либо остановить местное производство и так расчистить рынок для своих товаров или чтобы местное производство стало вдруг неместным, а аффилированным с теми же «москвичами». Кстати, никто о сохранении рабочих мест для аборигенов тогда и не думал, не говоря уже о том, чтобы наполнять налогами местный бюджет.
Да-да, иностранный бизнес в России вёл себя так же, как вышеупомянутые «москвичи» в провинциях, либо скупал местное производство и разорял его, чтобы очистить рынки для своих товаров либо переподчинял это производство себе, не без участия местных, коррумпированных чиновников, (если вы вспомните имена тогдашних мэров и пэров и проследите их судьбу, то окажется, что многие сидят себе на пенсиях по заграницам и в той же США, например).
Ну так вот, на месте Мардана я бы не задавал вопросы – может ли наш бизнес по-американски работать, я бы интересовался – а почему наш, российский, местный бизнес все эти годы находился в менее привилегированном положении, чем иностранный, и как теперь быть российскому бизнесу, когда импортный вдруг решил нас покинуть, а это ведь они сами решили свалить, а не мы их разогнали словом «национализация»! Вот так-то! Искать справедливость нелегко, но она есть!