Найти тему

О наболевшем

Сейчас расскажу о ключевой на мой взгляд, проблеме современной российской высшей школы.

/ Подчеркну: никого не хочу задеть или оскорбить /.

Об обозначенной проблеме я знаю и по своему опыту студента, и по опыту аспиранта, и по опыту преподавателя.

В универе принято относиться к людям младше / ниже звена "СВЫСОКА", как бы: "Я - доцент / профессор, а ты - кто?!". Во всем подчеркивается, что ты не достоин, не дорос еще. Ты другой. Есть "вышестоящие" и "нижестоящие". Этакая социальная маркировка.

К сожалению, и сегодня встречаются педагоги, которые позволяют себе кричать на студентов, навязывать свое мнение, порой - откровенно презирать. Иногда это прикрывается под красивое слово "субординация". За которым стоит разное, например, "при себе оставь свое мнение". С получением некого статуса, звания, степени человек приобретает себе на голову "звезду". Бывают и со стороны студентов негативные поведенческие этюды, но здесь о другом.

В этой проблеме нарушение преподавательской этики. Надо искоренять этот пережиток, устранять маркеры и барьеры. Никто ведь не ставит педагогические и исследовательские достижения преподавателя под сомнения. Речь о другом. Если ты преподаватель, то не имеешь морального права относиться к студенту плохо, ставить себя выше. Ты не знаешь, каким он будет через 5 / 10 / 20 лет, чего в жизни добьется.

На моем опыте встречались многие студенты с разной жизненной позицией, с разным отношением к учебе. Но в подавляющем большинстве - это люди с новым видением мира, с творческим подходом к делу, способные мыслить нестандартно. У меня язык не поворачивается сказать, что они - ниже по статусу, нет, это очень талантливые люди. Искренне верю, что учеба в универе их не испортила.

Будьте добрее!