Всем привет, дорогие любители фантастики. Сегодняшняя статья будет посвящена творчеству именитого дуэта советских фантастов, братьям Аркадию и Борису Стругацким, а если быть точнее, сегодня мы рассмотрим все экранизации творчества братьев.
Но прежде, чем мы начнем, как всегда, для придания необходимого настроения, я отыскал для Вас соответствующий аудио ряд.
Читайте так же:
Сразу хочу отметить, что статья исключительно об экранизациях, и я исключил из списка фильмы по их сценариям, которые не основаны на их романах, повестях и т.п. (возможно по фильмам по их сценариям сделаю отдельную статью). Так же я не включал в список различные короткометражки. По ним так же можно сделать отдельную статью. Что думаете?
Ну ладно. Хватит вступлений и приступим.
Первой экранизацией творчества братьев Стругацких является телепостановка ленинградского телевидения "Понедельник начинается в субботу", снятая в 1965 году режиссёром Александром Белинским.
Данный телеспектакль основывается на первой части повести «Суета вокруг дивана» и повествует историю ленинградского программиста Александра Привалова, который подвозит автостопщиков - двух сотрудников местного института, которые представляют ему ночлег в музее института — Изнакурнож (ИЗбушкаНАКУРьихНОЖках) на улице Лукоморья.
С этого момента Александр начинает замечать различные необъяснимые события, даже чудеса, которые прочими воспринимаются в порядке вещей.
До 2015 года лицезреть можно было только отрывок с двумя фрагментами телеспектакля, пока на ютубе не появилась полная версия.
Следующая экранизация Стругацких появилась в 1976 году. На сей раз поляки сняли одноимённый телеспектакль «Отель "У погибшего альпиниста"» (Hotel pod poległym alpinistą).
Замечу, что повесть братьев Стругацких «Дело об убийстве, или отель „У Погибшего Альпиниста“ в последствии экранизировалась ещё 3 раза. Однако об этом позже.
В центре сюжета находится полицейский инспектор Петер Глебски, который прибывает на отдых в Отель "У погибшего альпиниста". На третьи сутки отдыха сходит лавина, в следствие чего, постояльцы отеля оказываются изолированными от мира, а позже, в одном из номером происходит загадочное yбийcтвo, расследовать которое берётся наш главный герой. Однако расследование приведёт его к умопомрачительным и крайне фантастичным открытиям.
Согласно отзывам, в своё время телепостановка была вполне удачной. В наше же время сложно судить непредвзято о такого рода фильмах тех лет.
Далее братьев Стругацких экранизировала Чехия в 1977 году, сняв телевизионный фильм "Визит из космоса" (Návštěva z Vesmíru) по мотивам повести "Пикник на обочине".
Согласно синопсису, 13 лет назад в шести точках Земли появились таинственные зоны, где происходят аномальные явления, противоречащие законам физики, после чего эти зоны были изолированы и взяты под охрану.
Сюжет разворачивается в городе Хармонт вымышленной англоязычной страны в 70-ых годах. Группа из трёх человек, включающая профессора, писателя и местного сталкера, решают раскрыть тайну и отправляются в опасную и загадочную зону.
Прискорбно, но не сохранилось ни единой копии данной экранизации. Официально считается, что постановка была провальной и была жёстко раскритикована, после чего студия уничтожила исходники. Однако есть информация, что для своего времени постановка была вполне успешной, но была неугодна тогдашнему правящему режиму, вследствие чего Остравской телестудии пришлось уничтожить плёнки.
Далее следует ещё одна экранизация повести «Отель "У погибшего альпиниста"», на сей раз отечественный одноимённый художественный фильм 1979 года.
Конечно между польской и советской версиями есть различия, но основа сюжета одна, так, что повторяться описывая его думаю не стоит.
Советская версия снималась на студии «Таллинфильм» в Эстонии, а в съёмках помимо эстонцев принимали участие латышские и литовские актёры.
Кстати в качестве сандутреков фильма использовалась электронная музыка латышского композитора Свена Грюнберга.
Продолжит список наверное самая значимая работа Андрея Тарковского - фильм 1979 года "Сталкер".
Сценарий к фильму базируется на повести Стругацких "Пикник на Обочине", который раньше уже упоминался, а написали сценарий сами братья.
Вообще, картина Тарковского "Сталкер", как и прочие его фильмы крайне противоречивы, но несмотря на это, трудно переоценить их культурное влияние не только на советском пространстве, но и на западе. К примеру известный геймдизайнер Хидео Кодзима (серия Metal Gear, Death Stranding) признавался, что вдохновлялся помимо прочего и творчеством Таркоского.
Далее идёт двухсерийная новогодняя музыкально-комедийная киносказка "Чародеи" 1982 года.
Режиссёром сказки выступил Константин Бромберг, а сценарий к ней писали сами братья.
Изначально Аркадий и Борис написали сценарий, который был изменённой второй частью повести «Понедельник начинается в субботу», но Бромберг отверг сценарий, так как считал, что он не пройдёт советскую цензуру, после чего был написан новый сценарий, который уже мало чем напоминал повесть, а сохранил лишь некоторые имена.
По сюжету сотрудник фабрики музыкальных инструментов Иван Пухов влюбляется в молодую девушку Алёну, которая работает заведующей лабораторией института волшебства. В скором времени должна состояться свадьба, но Алёна так же приглянулась и заместителю директора института - Аполлону Сатанееву.
В то же время в институте была разработана волшебная палочка для сферы услуг, и руководство приглашает комиссию из центра, дабы получить добро на массовый выпуск палочки.
Идём дальше. Венгерская постановка 1983 года "Миллиард лет до конца света" (Egymilliárd évvel a világvége előtt) режиссёра Ласло Феликса.
Постановка снята по одноимённой повести 1976 года.
По сюжету, главный герой-астрофизик работает на тему «Взаимодействия звёзд с диффузной материей в Галактике» и приходит к мысли, что его работа грозит стать революционным открытием и прорыве в науке. Однако после этого вокруг него начинают происходить различные неожиданные события, которые мешают ему погрузиться в работу, что приводит его к мысли о том, что его научные изыскания явно кому-то или чему-то неугодны.
Дальше по списку советская телепостановка «Малыш» 1987 года по одноимённой повести из цикла о "Мире Полудня".
По сюжету планете Пента грозит глобальная катастрофа, в следствие чего земляне решают переселить жителей планеты на необитаемую планету под названием Ковчег, после чего на неё отправляется группа комиссии по контактам.
Прибыв на Ковчег группа обнаруживает потерпевший крушение корабль "Группы свободного поиска" и ребёнка членов экипажа, которого, как оказалось, воспитали "туземцы".
Сами туземцы на выходят на контакт, а группа может лицезреть только огромные рукотворные конструкции.
Теперь перед группой стоит внутреннее разногласие, использовать ребёнка как мост к цивилизации Ковчега, не взирая на последствия для самого ребёнка, или не вмешиваться в судьбу Малыша и оставить всё как есть.
Продолжит список советская кинокартина 1998 года "Дни Затмения", которая в 2000 году была включена в ТОП 100 фильмов отечественного кинематографа.
Сразу стоит сказать, что хоть "Дни Затмения" и заявлены, как по мотивам повести «За миллиард лет до конца света», но экранизацией картину назвать сложно. Она скорее является неким примечанием к первоисточнику.
Сюжет вращается вокруг детского врача Дмитрия Малянова, который попадает в захолустный туркменский городок, где лицезреет хилые примитивные дома из глины и фанеры, просёлочные дорогие и вообще видит полное отсутствие благ цивилизации, а так же враждебно настроенных к нему людей с чуть ли не варварскими традициями, но страшнее всего огромное количество больных, как взрослых, так и детей.
Фильм подаётся в полудокументальной манере, а главный герой пытается личить людей и пишет различные заметки, но к нему приходит осознание бессмысленности его действий и того, что в этом забытом уголке мира конец света уже наступил.
Аркадий и Борис принимали участие в написании сценария фильма.
Тут у нас одноимённая экранизация одной из моих любимых книг братьев, фильм 1989 года немецкого режиссёра Петера Фляйшмана "Трудно быть богом".
"Трудно быть богом" ещё одна работа Стругацких из цикла "Мир Полудня".
По сюжету, на планету, цивилизация которой находится на средневековом уровне, внедряют сотрудник Института экспериментальной истории Антона, который берёт себе рабочее имя Румата Эсторский.
Находясь в средневековом обществе и обладая во много раз превосходящими знаниями и технологии, он не имеет права вмешиваться в их историю и должен только наблюдать, но видя ужасы средневекового бытия, сложно оставаться безучастным, трудно быть "богом"...
Фильм можно сколько угодно критиковать, но Румата в визуальном плане получился крайне интересным.
Далее идёт советский фильм 1990 года "Искушение Б." режиссёра Аркадия Сиренко.
Данный фильм снят по по киносценарию Аркадия и Бориса Стругацких, который, в свою очередь, написан по мотивам романа «Хромая судьба».
Изначально сценарий, который получил название "Пять Ложек Эликсира", братья написали примерно через год после написания романа "Хромая Судьба" для режиссёра Бориса Ивченко и киностудии «Беларусь». Однако удалось воплотить на экране сценарий только в 90-м Аркадием Сиренко.
По сюжету писатель Феликс Снегирёв по случайному стечению обстоятельств узнаёт о существовании эликсира вечной жизни и тайной секте бессмертных. Однако тайной о существовании эликсира всегда должны обладать только 5 человек, и теперь перед Феликсом стаёт выбор, стать "шестым" (умepeть) или войти в круг пяти.
Следом уже третья экранизация повести «Отель "У погибшего альпиниста"».
На сей раз повесть снова экранизировали поляки в 1993 году в качестве телеспектакля.
Срежиссировал постановку Михал Квециньский, а роль инспектора Петра Глебски исполнил Кшиштоф Вакулински.
Продолжит список ещё дна экранизация повести "Малыш" под названием "Неназначенные Встречи" (Nesmluvená setkání).
На сей раз повесть из цикла "Мир Полудня" экранизировали чехи в 1995 году.
Чешская адаптация довольна близка к тексту первоисточника, хотя и с некоторыми корректировками, дабы избавить от терминологии "Мира Полудня" и сделать самостоятельной картиной, понимание которой не требует знакомства с прочими произведениями цикла.
Следующей экранизацией является фильм 1996 года, снятый в Греции "Перед Концом Света" (Πριν το τέλος του κόσμου).
Данный фильм является ещё одной экранной адаптацией повести "За миллиард лет до конца света", повествующей об учёном на пороге открытия, в жизни которого начинают происходить странные события.
Режиссёром картины выступил Панайотис Марулис, а актёром заглавной роли Арис Лебесопулос.
Удивительно, что даже греки экранизировали Стругацких.
Идём дальше. Фильм совместного производства России и Франции 2006 года "Гадкие лебеди" по одноимённой повести Стругацких.
По сюжету, писатель Виктор Банев отправляется в город Ташлинск, который закрыт на карантин военными из-за таинственных событий.
Виктор является членом комиссии ООН по Ташлинску. Однако истинная причина по которой он пытается попасть в "город-призрак" в том, что дабы найти свою дочь, которая была ранее отправлена в дорогой интернат Тошлинска для гениальных детей.
Срежиссировал картину Константин Лопушанский, который специализируется на работах с антиутопическим и философским уклоном и считает себя учеником Андрея Тарквоского и приверженцем "авторского кино". "Гадкие Лебеди" это второй фильм, который режиссёр снял по творчеству Стругацких.
Дальше по списку российская экранизация Фёдора Бондарчука "Обитаемый остров" 2008 года.
Данная экранизация снята по мотивам одноимённого романа братьев Стругацких и разделена на два фильма: "Обитаемый Остров" и "Обитаемый Остров: Схватка".
Обитаемый Остров" так же относится к "Миру Полудня". По сюжету Максим Каммерер из "Группы свободного поиска" совершает вынужденную посадку на планете Саракш.
Будучи приспешником идеалов цивилизованного мира, он не может принять тоталитарную власть на антиутопичном Саркше, которая промывает людям мозги, и вступает в противостояние с правительством. Однако ему не известно, что на планете уже работает группа прогрессоров.
Продолжит список финский фильм 2012 года "Зона" (Vyöhyke).
Зона является ещё одним фильмом по мотивам повести "Пикник на Обочине".
По сюжету в шести регионах на Земле рухнули неопознанные летающие объекты, после чего в этих местах появились области, где законы физики "сошли с ума".
В центре сюжета сталкер в отставке, который только вышел из тюрьмы и получил просьбу выполнить последнюю работу в Зоне. Сын старого знакомого приобрёл артефакт "ключ", который по слухам, способен активировать «Пирамиду Гартнера» в центре "Зоны", которая способна исполнять желания. Однако "ключ" был украден коррумпированным капитаном сил безопасности "Зоны" и теперь нашим героям предстоит не дать не дать солдатам добраться до пирамиды первыми.
В общем фильм представляет собой низкобюджетную поделку с закосом под боевик. Не особо рекомендую к просмотру.
Ну и завершит статью вторая экранизация одноимённой повести Стругацких "Трудно быть Богом".
Данный фильм вышел в 2013 году. Режиссёром картины выступил Алексей Герман, а работа над фильмом длилась целых 14 лет и было завершена после cмepти Алексея Германа его сыном Алексеем Германом-младшим.
Изначально Герман решил снять картину по повести ещё в 1968 году и сами Стругацкие подготовили сценарий. В последующем Алексей Герман познакомился со своей будущей женой, с которой они написали новый сценарий. В года перестройки работы над экранизацией повести всё же начались, но режиссировать картину доверили не Алексею, а режиссёру из ГДР Петера Фляйшмана.
В конечном итоге, спустя 10 лет он третий раз решил заняться съёмками, но редактор Евгений Прицкер забраковал сценарий, после чего Алексей с женой написали ещё один по мотивам повести.
По итогу "работа длинню в жизнь" не окупилась в прокате, хотя почти 50 миллионов рублей вполне достойная сумма для артхаусного фильма.
Что ж, а на сегодня у меня всё. Ставьте лайк, если Вам понравилась статья и не поленитесь подписаться на мой канал. Удачи.