Здравствуйте!
Ох, давненько я не брался за тексты для своего блога. Но некоторые темы сидят в голове до тех пор, пока не примут хоть какую-нибудь форму хоть где-нибудь, будь то клочок бумаги или масштабная статья в СМИ. Тут уже смотря у кого какие возможности. Думаю, вы-то мне и поможете избавиться от этих навязчивых мыслей.
Но, обещаю, я постараюсь сделать это с пользой для вас. В этой статье я расскажу об одном из важных принципов, помогающем сделать текст более понятным и приятным для чтения.
Почему это вообще важно?
Это вы мне скажите, пожалуйста. Лично я, как маркетолог, очень заинтересован в том, чтобы рекламные материалы просматривались как можно большим количеством людей и как можно более вдумчиво. И значительная часть таких материалов – это тексты.
Даже если ваша деятельность не имеет прочной связи с большими текстами, позаботиться о читателе может быть полезно хотя бы для деловой переписки.
Простой пример для лучшего понимания
Давайте сравним похожие тексты и попробуем справиться с этим кошмаром:
Это фрагмент номер один. Он не сложный по смыслу и, казалось бы, его должно легко читать. Вот какими “качествами” он обладает: он написан грамотно, он несёт пользу в контексте данной статьи, он кажется немного странным из-за своей бессмысленности. Однако он идёт сплошным “полотном”, из-за чего воспринимается непросто. Возможно, вы его вообще успешно пропустили и перешли сразу ко второму тексту, который гораздо привлекательнее. Такой блок текста, даже не разделённый на абзацы, воспринимается визуально “тяжёлым”. В этих строках, непрерывно идущих одна за другой без какого-либо разделения, очень легко сбиться и потерять концентрацию. Чтобы пробраться через него, нужно действительно приложить усилия. Вы это сделали? А вы хороши, ничего не скажешь! Постараюсь больше не причинять вам такой визуальной боли.
Это фрагмент номер два. По своей бессмысленности он очень похож на предыдущий, но структурно и визуально составлен иначе. Как и предыдущий фрагмент, вот какими “качествами” обладает этот:
– Он написан грамотно;
– Он несёт пользу в контексте этой статьи;
– Он кажется немного странным из-за своей бессмысленности.
Однако читается такой фрагмент гораздо легче. Он поделён на небольшие абзацы, а не идёт сплошным “полотном”. Есть якорное выделение в начале фрагмента, которое акцентирует на себе внимание и помогает мысленной навигации читателя. Перечисление “качеств” вынесено отдельно и воспринимается проще, даже если бы их было больше трёх.
По моим ощущениям, чтобы прочитать второй фрагмент, требуется приложить гораздо меньше усилий. Вы даже можете остановиться в процессе и при этом не потеряете концентрацию. В таком виде текст читается гораздо легче.
Ощущение прогресса и где оно обитает
Когда вы придаёте своему тексту структуру с помощью подзаголовков, разделений на небольшие абзацы и некоторых визуальных якорей (картинок, цитат и т.д.) – это называется созданием ощущения прогресса.
Скорее всего, даже не имея специальных знаний об этом, вы делаете это неосознанно. Делите текст так, чтобы его было удобнее читать, даже если не используете всего доступного нам инструментария.
Ощущение прогресса возникает, если мы видим своеобразные “перевалочные пункты”, за которые можно зацепиться визуально и чуть-чуть передохнуть, незначительно снижая свою концентрацию.
Достигая очередного такого пункта, мы понимаем, что преодолели определённый рубеж и можем сделать паузу, чтобы осмыслить прочитанное. Если текст визуально “тяжёлый” и не структурированный, сделать это гораздо сложнее. Возрастает риск, что мы даже устанем от такого текста и прекратим его чтение.
Безусловно, чрезвычайно важно качество самого текста и его актуальность для вас. Если вам интересно шитьё, то текст о рыбалке даже с идеальной структурой вряд ли вас заинтересует. Но это уже совсем другая история.
Ещё больше интересного о маркетинге и рекламе в моём Телеграм-канале:
https://t.me/asadchikh_tozhe