В минувшие выходные на сцене Омского драматического театра «Галёрка» состоялась премьера спектакля по высокой комедии «Дон Жуан» (16+), принадлежащей перу великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера. В канун премьеры авторы постановки рассказали прессе о своём творческом замысле и его реализации.
– Два наших актёра Егор Витько и Артём Савинов учатся на режиссёров. И несмотря на то, что обучение ещё не закончено, они уже начали ставить спектакли. Дело это творческое, поэтому никто не застрахован от ошибок, но мы идём на этот риск. Они сами выбирают пьесы, приходят ко мне, и мы находим общее решение. Одно из условий постановки – это нравственность. Я слежу, чтобы всё было пристойно, – отмечает Владимир Витько, художественный руководитель театра «Галёрка».
Идея спектакля по одной из самых известных пьес Мольера родилась у режиссёра Артёма Савинова три года назад, только воплотить её сразу не удалось. На работу над постановкой ушло немало времени, только репетиции заняли полтора месяца.
– Я такой человек, который относится к творчеству с точки зрения ощущения. О Дон Жуане писали Мольер, Байрон, Пушкин, Гофман, и он везде разный и у каждого свой, – говорит режиссёр. – В нашем спектакле он не ходит в джинсах и не разговаривает по мобильному телефону. Никаких кардинальных отступлений от классики нет. Мы лишь немного пофантазировали на тему финала, потому что финал Мольера был написан для своего времени. У нас финал соответствует изначальной легенде об этом герое. Мы старались создать образ Дон Жуана приятным, воздушным, пластичным, стремительным. У Мольера он молод, полон сил и где-то абсолютно без головы. Он свободен внутри себя. Дон Жуан – максималист, но в хорошем смысле этого слова.
По признанию Артёма Савинова, в мольеровском «Дон Жуане», несмотря на каноничность текста, есть лазейка для импровизации. В современном театре режиссёры нередко забывают, что актёр – это тоже художник, а не послушный исполнитель заданных установок. В «Дон Жуане» театра «Галёрка» актёрам была дана почти полная свобода. Отчасти это определило распределение ролей.
– Актёров на роли я, как говорится, выбирал сердцем, – признается режиссёр. – Изначально роль Дон Жуана должен быть играть другой актёр, а не Александр Андрианов. Саша появился в роли случайно. Театр – это не жанровое кино, где при выборе исполнителей придерживаются принципа соответствия типажу. Героя-любовника например. Здесь на первый план выходит индивидуальность актёра и характер его игры. У Саши есть сложная харизма, он не похож на героя-любовника. Я долго думал и о том, кто будет играть «героев за героем»: Сганареля, слугу Дон Жуана, и крестьянина Пьеро. И остановился на кандидатурах Евгения Власова и Сергея Кривцова. Мне хотелось попробовать ребят в разных качествах, поэтому у каждого из них две роли, на которые они в итоге могут посмотреть со стороны. Таким образом, возникает тандем. Общаясь между собой, ребята творчески обогащают друг у друга и делают роли более объёмными. Актёрская палитра становится шире, что очень важно.
Создатели премьерного спектакля обратили внимание и на техническую сторону своей новой работы. Мобильные декорации, неожиданные световые решения также помогают создать условное пространство, погружающее зрителей в классический сюжет о Дон Жуане. При этом уже в течение своей сценической жизни спектакль будет редактироваться, приобретать новые краски и оттенки. Поэтому, как заверили авторы, двух абсолютно одинаковых «Дон Жуанов» омский зритель на сцене «Галёрки» не увидит.
Вячеслав ГУЛЯЕВ.
Фото из архива театра «Галёрка».