Найти тему
Дмитрий Рыбовед

Чубайс, как идеолог "русского мира"

К сегодняшней катастрофе мы шли 30 лет, упорно отбрасывая и предавая забвению все доброе, умное и вечное. Наше нынешнее положение - закономерная стадия развития капитализма в бывшем СССР, но, возможно, далеко не конечная стадия деградации. Все знают, что у истоков современной России стоял Анатолий Борисович Чубайс - настоящий серый кардинал российской политики, незаменимый чиновник, всегда выполняющий самую сложную и непопулярную, но очень важную для утверждения и укрепления капитализма работу. Но не все знают, что именно Чубайс - автор концепции "либерального империализма", которую с полным основанием можно теперь назвать стержневой идеологической доктриной российского режима.

Шел далекий уже 2003 год. Многие парни, которые сегодня на фронте, тогда лежали еще в клыбельках, поэтому можно считать, что, да, было это довольно давно. Страна тогда только оправилась от глубокого кризиса 90-х и стремительно восстанавливала экономику. Цены на нефть росли, и казалось, что вот она уже наступила, эра демократии, свободы и процветания, которую принес капитализм и рыночные отношения. Тогда-то, как раз накануне выборов, как гром среди ясного неба прозвучали слова Анатолия Борисовича, произнесенные в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете.

"Я считаю, - сказал Чубайс, - что идеология России - и я глубоко в этом убежден, - на всю обозримую историческую перспективу должна стать идеологией либерального империализма, а целью Российского государства должно стать построение либеральной империи."

Тогда это конечно вызвало шок среди российской буржуазной общественности, для которой в то время идеи либерализма были мейнстримом (как и сейчас), но слова "империя" и "империализм" несли ярко выраженный негативный смысл и относились к лексикону политических маргиналов.

В советское время империалистами могли называть только явных врагов Советского Союза за рубежом. А перенос понятия "империя" на сам Советский Союз, был одним из инструментов пропаганды его расчленения. В общем, "империю" советский человек считал чем-то очень плохим. Но в 2003 году отношение к этому слову в народе начало меняться. Если Россия всегда была империей, то что в этом плохого? Поэтому провозглашение респектабельным политиком курса на построение империи, было из ряда вон выходящим событием, но в то же время упало на благодатную почву.

Начал Чубайс свою речь как раз с того, что охарактеризовал Советский Союз, как одну из самых великих империй в мировой истории.

"Такого масштаба события, такого масштаба история просто не снились ни Александру Македонскому, ни Тамерлану, ни Наполеону, ни Гитлеру, ни одному из них. От Китая до Финляндии, от Вьетнама до Кубы, от Индии до Эфиопии. Империя беспрецедентного масштаба, над которой действительно никогда не заходило солнце, и которая в действительности представляла собой половину земного шара без всякого преувеличения."

Чубайс значительную часть своей речи посвятил описанию величественных достижений Советского Союза. Он это сделал с нескрываемым восторгом, который сложно было ожидать от этого человека, всю свою жизнь посвятившего сознательному и планомерному демонтажу советского государства. Однако империя пала, и пала она, по мнению Чубайса по причине того, что социализм проиграл противостояние с капитализмом.

"Социализм полностью проиграл это противостояние, и величайшая империя всех времен и народов просто перестала существовать... Тот образ жизни, та модель ценностей, та общественно-экономическая формация, которую Россия несла миру, провалилась вместе с ее идеологией, вместе с ее этикой, вместе с ее экономикой. Страна проиграла всемирное противостояние 20-го века. Да, наверно мы были обречены на это поражение, потому что сами ценности были ложными."

После этого поражения страна находилась в тяжелейшем кризисе, но сумела из него выбраться, как утверждал Чубайс, благодаря "право-либеральной" политике, то есть при опоре на институт частной собственности и свободу бизнеса. Благодаря новой идеологии, новой этике и новой модели ценностей, а проще говоря, благодаря сформировавшемуся классу буржуазии.

Конечно, Анатолий Борисович не удержался от того, чтобы подчеркнуть и свою роль в проведении реформ. Но какие бы деятели ни принимали в тот или иной момент участие в принятии решений, все равно страна необратимо двигалась к капитализму и о возврате к старому уже не могло быть и речи. Капитализм победил окончательно и бесповоротно. Более того, как подчеркивал Чубайс, социализм исчез даже из политической риторики оппозиционных партий.

"Вы знаете, что поразительно? Ни одна из тех фракций, которые сегодня формируют российскую политическую элиту, - и оппозиционные, и правящие, и правые, и левые, и ультралевые, и те, кто что-то весит на политической сцене, - ни одна из этих фракций не требует отмены парламентской демократии, ни одна из них не требует отмены принципа разделения власти, ни одна из них не требует отказа от выборов органов исполнительной власти, ни одна из них не требует восстановления государственной собственности на средства производства, ни одна из них не требует запрета частной предпринимательской деятельности. Что коммунисты говорят про частную собственность? "Мы за многоукладную экономику, сосуществование разных форм собственности". А я вот помню: товарищ такой был, Ленин его фамилия, так вот он говорил вроде бы иное: "уничтожение частной собственности". Ребята, вы куда-то уехали в сторону. Не странно ли? Не странно. Это мы их заставили уехать. Потому что в сегодняшней России принята правая идеология, хотя пока что об этом прямо не сказано. В сегодняшней России пытаться выступать по базовым идеологическим позициям с противоположной линией просто глупо."

В этом Чубайс был абсолютно прав. Диктатура пролетариата и социализм в последующие годы исчезли не только из риторики парламентской КПРФ, но и даже в среде так называемых "левых активистов" говорить об этом было уже не модно. Как живое интеллектуальное течение социализм, научный коммунизм прекратил свое существование в России.

"Все это... означает необратимость принятой Россией правой идеологии в российской новейшей истории. Это факт, от которого нужно отталкиваться каждому, кто хочет понять будущее и выработать стратегию продвижения в это самое будущее."

По мысли Чубайса, Россия таким образом, уже перестала быть мировым оплотом социализма. Но она не перестала и не должна перестать быть великой державой, могучим государством, у которого теперь новая миссия. Эта новая миссия России заключается в поддержании выгодного для российской буржуазии капиталистического порядка на пространстве бывшего Советского Союза. Потому, что именно Россия, благодаря превосходству своей экономики, является вполне естественным лидером в этой части мира. Российское государство, по мысли Чубайса, может и должно всеми способами(!) поддерживать интересы российского же частного капитала за рубежом.

"Либеральный империализм для меня означает, что Российское государство всеми способами должно содействовать экспансии российского бизнеса за пределы государства - к нашим соседям. Он для меня означает, что российское государство должно напрямую законными методами делать все, чтобы поддержать базовые ценности свободы и демократии не только в России, но и во всех государствах-соседях."

Сегодняшняя борьба с "украинским нацизмом", отлично вписывается в эту концепцию поддержания базовых ценностей "свободы и демократии" не так ли?

Однако поддерживающая "свободу и демократию" на постсоветском пространстве Россия, ни в коем случае не мыслилась противостоящей в чем либо Западу. Россия должна была встать в один ряд с "великими демократиями" и вместе с ними защищать капиталистический порядок.

"...нужно просто увидеть сейчас контуры нового формирующегося мира XXI века, в котором будут США, новая объединившаяся Европа, Япония, и в котором должна занять свое место и наша страна. Не просто занять место в этой цепочке, а замкнуть это кольцо великих демократий XXI века... Это единственный реальный способ по-настоящему, на равных, в партнерском режиме, построить свою работу с достойными партнерами, для того чтобы вместе с ними защищать порядок и свободу на Земле."

Как видим, проектируемый Чубайсом российский либеральный империализм был не совсем империализмом в классическом понимании этого слова. Россия должна была быть только частью, связанного круговой порукой глобального кольца демократий, звеном в цепи, поддерживающей планетарную безопасность. Эта идея перекликается с концепцией "многополярного мира", которую несколькими годами позже выдвинет Путин в Мюнхене.

Фактически речь идет об одном и том же: о совместном и взаимовыгодном поддержании неолиберального миропорядка на планете, о совместном грабеже человечества международным финансовым капиталом, посредством крупнейших государств, в числе которых должна была быть и Россия. Это глобальный империализм, который в силу своей глобальности и всеохватности уже является, в некотором смысле, отрицанием империй.

Несомненно, суть российской стратегии состояла и по сей день состоит именно в этом. Российский буржуазный режим рассчитывал, и до сих пор рассчитывает, занять "достойное место" среди мировых грабителей. Именно поэтому он из кожи вон лез, чтобы доказать свою лояльность международному финансовому капиталу. Именно этой цели служили все эти грандиозные и бессмысленные с точки зрения национальных интересов валютные резервы, особенно так называемый "Фонд национального благосостояния", именно для этого были нужны все эти северные и южные потоки, по которым выкачиваются ценнейшие газовые ресурсы - основа благосостояния нашей страны.

Даже сейчас, когда идет чудовищная война с Украиной, когда все западные страны ввели беспрецедентные санкции против РФ и снабжают Украину всеми видами вооружений, российский режим демонстративно отказывается применять "энергетическое оружие", то есть прекращать поставки жизненно необходимых для Европы сырьевых ресурсов, прежде всего газа. Путин пытается показать, что он незаменим в качестве "ответственной" силы, способной поддерживать порядок в Евразии. Он посылает однозначный сигнал о том, что готов жертвовать любыми интересами России и воевать даже с собственным народом (не случайно подчеркивается, что украинцы и россияне - один народ) ради поддержания "порядка и свободы".

Проблема только в том, что западные "великие демократии" никогда не воспринимали РФ в качестве полноправного члена своей банды. И конечно не воспринимают теперь, когда спецоперация Z на Украине критически забуксовала. Дело не в том, что на Западе все такие гуманисты и чистоплюи. Дело в том, что Россия оказалась очень слаба, как в военном отношении, так, и в особенности, в отношении своего влияния в соседних странах, даже таких близких культурно и исторически, как Украина. А слабых "империалистов" никто не уважает, слабых бьют.

Так попытка построить российскую либеральную империю обернулась крахом: ни свободы, ни бизнеса, ни империи.