Гродно — один из красивейших городов Беларуси. Музей под открытым небом. Чтобы обойти и посмотреть все местные достопримечательности и памятники архитектуры, не хватит и недели. Королевские замки, Фарный костел, Борисоглебская церковь… Все эти объекты — визитная карточка города на Немане. О них слышали многие. Однако есть здесь и такие, о которых знают единицы. К примеру, Лютеранская кирха.
Как найти?
Многие туристы, неоднократно бывавшие в Гродно, и не догадываются, где «прячется» эта яркая жемчужина архитектуры. А находится она в глубине городского парка, недалеко от Покровской церкви.
Что такое кирха?
Это единственная действующая в стране церковь лютеранского вероисповедания. Ее возвели в 1793 году для лютеран, приехавших из Германии. Новая для белорусских земель религия прижилась в Гродно довольно быстро. К слову, в наши дни двери кирхи открыты для всех. Здесь можно поприсутствовать на службе, заказать экскурсию и послушать концерт органной музыки. Однако обо всем по порядку.
По следам истории
Интересный факт: оказывается, первыми на белорусские земли привезли протестантизм князья Радзивиллы, именно Радзивилл Черный выбрал для себя такую религию. К слову, наряду с православием и католицизмом, — это одно из главных направлений христианства.
Так вот, в 1779 году по приглашению гродненского старосты Антония Тизенгауза для работы на королевских мануфактурах приехали лютеране из Германии. А уже в 1793 году польский король Станислав II подарил гродненской евангелическо-лютеранской общине здание бывшей таверны, которое и приспособили под кирху.
Постепенно ее начали перестраивать в каменную кирху в строгом стиле неоготики. К середине XIX века строительство завершилось, к церкви пристроили дом пастора, а рядом устроили лютеранское кладбище. Чуть позже преобразилась и колокольня, которую украсили часами. Уже в 1912 году кирха претерпела реконструкцию. А со стороны алтарной части возвели новый пасторский дом и лютеранскую воскресную школу. К тому времени община разрослась. Приходы появились и в других белорусских городах, только в Минске было две церкви. Однако ненадолго.
Время забвения
Уже во время Первой мировой войны часть гродненской общины была депортирована. Окончательно в упадок ее привела Вторая мировая. Возрождаться церковь начала только в 90-е, но до этого в ней размещался архив Гродненской области.
В 1995 году кирху передали евангелическо-лютеранской общине. Состояние здания к тому моменту было плачевное: трещины в стенах, облупившаяся краска и отваливающиеся куски штукатурки. А община насчитывала несколько десятков человек, многие с распадом Союза выехали в Германию. Но восстановить храм удалось. Правда, не сразу.
Вторая жизнь
В 2009 году в пасторы лютеранских общин Беларуси был рукоположен Владимир Татарников, уроженец Вилейки. В лютеранство он пришел по зову сердца: в роду не было этнических немцев. К вере приобщили родители — белорусы. Позже Владимир обучался в Теологической Семинарии Евангелическо-лютеранской церкви, которая находится в Санкт-Петербурге.
— Эта церковь в нашей стране не является церковью большинства, как в той же Германии, Латвии или Скандинавских странах. В нашей общине около ста человек. Часть прихожан гродненской кирхи — этнические немцы, те, у кого бабушки и дедушки когда-то приехали из Германии. Поэтому службы здесь проходят на русском и немецком языках. В остальных общинах Беларуси — только на русском. Кроме того, гродненская кирха является единственным действующим историческим лютеранским храмом в Беларуси. Хотя, к примеру, в Полоцке также сохранилось здание лютеранской церкви, но помещение занимает местный музей, — делится Владимир и приглашает зайти внутрь.
Сегодня гродненская кирха поражает красотой и величием. И хоть она скромна и сдержана в тонах, выглядит потрясающе. Словно парит ввысь. Реставрация здания закончилась в 2015 году. Гродненцам удалось воссоздать первоначальный облик кирхи, в том числе восстановить шпиль и 10 крестов в экстерьере храма.
Аскетична и внутренняя обстановка. Лютеранская вера не одобряет лишних убранств. Все достаточно просто и строго: стены и потолок — побелены, в центре зала несколько рядов лавок, нет фресок и икон. По словам Владимира Татарникова, в лютеранстве есть только Христос и Библия, без посредников. Единственным украшением церкви Святого Иоанна являются витражи.
Из прошлого сохранились старинная винтовая лестница, кованая купель и колокол, которые используются по сей день. А совсем скоро будут установлены часы, долгое время украшавшие колокольню, потом молчавшие почти 70 лет. Еще один интересный штрих: если посмотреть на потолок и образно его перевернуть, то вы окажетесь в лодке.
В наши дни в кирхе проводятся службы, праздничные мероприятия, венчания. К слову, нам удалось застать здесь таинство крещения. Однако большинство туристов стремятся сюда для того, чтобы в прекрасной акустике храма послушать органную музыку.
Местная гордость — орган
Кирху не случайно называют «поющей» церковью. Дело в том, что большая часть богослужения состоит из псалмов, которые поют прихожане. До 2015 года их исполняли под аккомпанемент электронного органа. А последние 7 лет в храме появился настоящий механический инструмент, привезенный из немецкого города Франкфурта-на-Майне. Орган имеет 2 мануала и 22 регистра, включает в себя 2500 труб. В Беларусь его перевозили в разобранном состоянии, а местные специалисты его собрали.
Одно дело услышать классику — произведения И.С. Баха, к слову, лютеранина, и его сыновей — тоже композиторов. Другое — джаз. Ощущения не передать словами. Просто нужно слушать. Получасовой концерт в исполнении органистки, магистра искусств Веры Латышевой пролетает на одном дыхании. Звуки органа приподнимают над обыденностью и переносят в другую реальность. С интересом зрители слушают и музыкальные истории, которые рассказывает женщина. И конечно, с восхищением наблюдают за виртуозностью аккомпаниатора: ведь одновременно работать руками и ногами — то еще мастерство.
— Игра на органе отличается тем, что требует координации между руками и ногами. Это специальный навык, который вырабатывается со временем. Полифонический склад мышления, — объясняет Вера Латышева. — К примеру, даже в нотах — три партии: нижняя педальная — для ног, верхние — две клавиатуры для рук.
Для игры на органе используется специальная обувь, а также расписана аппликатура для ног. Если внимательно наблюдать за игрой Веры Латышевой, то можно заметить, что она управляет еще и звучанием тембров органа. Причем меняет их механически: иногда в начале исполнения, иногда в ходе. Это тоже навык. За каждым рычагом — ряд труб.
— Наш орган — средний. В нем 2500 труб: оловянные, свинцовые и даже деревянные. В большом может быть 10000 и больше. Ему около 60 лет, — уточняет музыкант.
К слову, чтобы освоить орган, Вера Латышева, будучи уже профессиональной пианисткой, прошла обучение в Минской консерватории. С тех пор 6 лет играет в кирхе.
Если будете в Гродно, обязательно включите это место в маршрут своего путешествия. Это того стоит. И еще один интересный факт: во всем мире только в лютеранской церкви пастором может быть женщина.
Автор: Анна Меркушевич