Я публикую рассказы о моём папе, о том, каким его видел я, о том, что мне рассказывали родственники и о том времени. Продолжение. Начало тут:
Рассказ пятый.
У папы, когда он был маленький тоже были дедушка и бабушка. Они очень помогали молодой семье, особенно в то тяжелое время, когда мой дед должен был почти круглосуточно находиться на заводе - шла война и стране были очень нужны самолёты.
А бабушка чтобы раздобыть продуктов чуть больше положенного по талонам была вынуждена делать выезды в ближайшие деревни (там с продуктами было намного лучше, но был ощутимый дефицит промышленных товаров).
Маленького папу с младшим братом оставляли на попечение бабушки с дедом. Мои прадед и прабабушка жили тогда недалеко от бывшего императорского сухарного завода в 12 километрах от нашего дома. Зато практически на берегу большой реки. Я уже писал, прадед работал бакенщиком, а прабабушка домохозяйничала.
Война уже подходила к концу, по крайней мере даже в наш, глубоко тыловой город поступали под конвоем пленные немцы (кто их бы там разбирал румыны, фины, поляки, болгары, итальянцы, всех кто тогда воевал за гитлера называли немцами).
Они занимались работами в основном по строительству домов типовые дома не выше 4-х этажей, как правило 2-3 этажа, из шлакоблока, но с полноразмерными 3-х метровыми потолками и обязательно с пятиугольными комнатами, зато там всегда было светло и можно было видеть всё, что творится возле дома.
Однажды когда прабабушка занималась своими делами, а папа с братиком гуляли неподалёку от дома, на дороге показалась колонна - советские автоматчики конвоировали довольно большую группу пленных.
Куда или откуда - об этом нам уже никто не расскажет. Но бывшие сверх человеки шли весьма обреченно, одеты были в остатки своей формы, даже были видны какие то знаки различия.
Папа увидел, что это в основной массе не наши солдаты ( конвоиров было в разы меньше чем пленных) и как закричит младшему брату:
"(имя*) !!! НЕМЦЫ!!! " и побежал, "спрятался" в придорожную канаву. А брат который был на два года младше - растерялся, испугался и как заревёт на всю улицу... Прабабушка слышала всё. Вышла из калитки с хворостиной и тут папа осознал свою ошибку, но было поздно. Выпороли его тогда за дело - не распространяй панику, не бросай брата. Он этот случай до конца жизни вспоминал, понимал, что поступил неправильно, а сделанного не вернёшь. Брат его простил, давно, но вот совесть.
Совесть есть только у русских, у славян. В английском или немецком языках нет такого слова. Не понять им нас никогда.