Если вы страдаете клаустрофобией или боитесь утонуть, отведите взгляд
Мир был в ужасе от трагических рассказов о нападениях камикадзе -самоубийц на корабли ВМС США в конце Второй мировой войны, но большинство людей не знают об их океанском аналоге кайтэн . Kaiten были пилотируемыми торпедами, которые функционировали как воздушный камикадзе, но действовали под водой. Люди заползали в вооруженные трубы и получали достаточно кислорода, чтобы прожить всего несколько мгновений, и гироскоп, и бросались к вражеским кораблям.
Кажется, между самолетами- камикадзе , безнадежными атаками банзай и кайтэн японское рвение к благородному самоубийству не имеет границ.
Но кайтен гораздо страшнее первого.
Крошечный односторонний погружной
Пилотируемые торпеды не были японским изобретением, они использовались в Средиземноморье много лет. Однако оригинальные европейские пилотируемые торпеды не были устройствами смертников, они использовались для диверсий, разведки и других подобных тайных операций, но пилоты всегда должны были выжить.
Поскольку в Японии нарастало отчаяние в отношении результатов, было приказано принять более решительные меры. Неудача больше не рассматривалась. Каждая торпеда, которая не попала в цель, была пятном на японской чести и упущенной возможностью. Поскольку американцы готовились к военно-морскому окружению и потенциальному вторжению на отдаленные острова Японии и, в конечном итоге, на родные острова, успех на море стал обязательным условием выживания Японии.
В 1944 году кайтэн начали разрабатывать в Японии. К лету того же года было заказано сто единиц.
Кайтены представляли собой модифицированные версии успешной торпеды Тип 93, которую японцы применяли с большим успехом на протяжении всей войны. Двигательная секция Type 93 крепилась к небольшой гондоле, в которой находился пилот. Пилот имел небольшое количество кислорода, гироскоп и перископ. Вся цель пилота состояла в том, чтобы прожить достаточно долго, чтобы направить торпеду к цели и взорвать ее.
Кайтен был оснащен боеголовкой массой 3420 фунтов, что почти в три раза превышало размер боеголовки стандартной торпеды .
После запечатывания пилот не мог покинуть корабль.
Эти пилотируемые торпеды использовались различными японскими кораблями, но в бою их применяли только подводные лодки. В общей сложности двадцать четыре подводные лодки, четырнадцать эсминцев типа « Мацу » и один легкий крейсер были оборудованы для запуска кайтен - торпед.
Успехи и неудачи
В 1944 году программа кайтэн открылась для абитуриентов. Японских солдат не заставляли садиться на эти суда смертников — они вызывались тысячами. Но, несмотря на огромный энтузиазм по поводу программы (все свободные места были заполнены в течение нескольких дней), это был не тот успех, на который рассчитывали японские военные конструкторы.
На первый взгляд, кайтен должен был быть более эффективным, чем торпеда Тип 93, поскольку у нее был человек-водитель. Однако подводные аппараты были подвержены протечкам, неисправностям и преждевременным детонациям, что делало их менее эффективными, чем их беспилотные аналоги.
Утверждалось, что только два известных корабля были потоплены пилотируемыми торпедами: USS Mississinewa, корабль-заправщик и эсминец USS Underhill. ВМС США приписали 187 смертей операциям кайтен , которые стоили 106 жизней японцев, что не является большим компромиссом для целой дивизии новой войны.
Чего японцы не учли, так это того, что кайтен были медленнее, крупнее и должны были двигаться мельче, чем торпеды Тип 93, которые часто выдавали положение исходной подводной лодки. По оценкам, количество японских подводных лодок, обнаруженных и уничтоженных из-за использования кайтен-торпед, составило восемь, что привело к гибели почти 1000 человек с японской стороны.
Наследие
Сегодня пилотируемые торпеды кайтэн в значительной степени забыты. В японской префектуре, где они проходили испытания, есть музей, посвященный их потерям и службе. Они служат суровым напоминанием о том, на что пришлось пойти японскому высшему командованию и отдельным солдатам, чтобы защитить свою страну от внешних угроз.
Среди устройств для самоубийства это считается одним из самых ужасающих. Быть запертым под водой без воздуха и единственным выходом, являющимся кнопкой, которая взорвала двухтонную боеголовку, звучит просто ужасно.
Кайтенс сообщил о многих случаях неисправности и преждевременной детонации, которые некоторые историки приписывают действиям пилота, а не ошибке. Они предполагают, что вместо того, чтобы развернуть торпеду в случае промаха, как предполагалось, многие кайтен - пилоты просто взорвали свои боеголовки как можно скорее, чтобы не оказаться запертыми в металлическом цилиндре под водой дольше, чем это абсолютно необходимо.
По крайней мере, в кресле камикадзе можно было ясно видеть небо вверху, море внизу и цель. Самолет был у вас под рукой. В кайтэне не было окон, никого вокруг, не было вида на цель, а только гул электродвигателя, мчащего тебя навстречу неминуемой смерти.