«Представляешь, спокойно так предложил мне стать второй женой, разрекламировав свой бизнес. Выискался «перспективный» жених на мою голову, у себя на родине пусть многоженство практикует», — рассмешила как-то московская подруга, негодуя над предложением рыночного торговца из Таджикистана.
Помню, когда-то меня тоже поражало, что многие таджики, приезжая на заработки, присматриваются к местным женщинам, чтобы создать еще одну семью. Их не мучает совесть и не гложет чувство вины, хотя на родине остаются законные жены и куча детей. Я не понимала, почему так происходит, пока однажды знакомая таджичка не обмолвилась, что причина кроется в религии и традициях.
Как выяснилось, ислам не запрещает создание второй семьи, но только при условии, что мужчина в состоянии обеспечивать ее наравне с первой. Получается, что две жены — это способ продемонстрировать окружающим собственную солидность и состоятельность, а еще это возможность самому выбрать спутницу жизни, если первый брак навязали родители.
Любопытно, что официальные законы Таджикистана запрещают многоженство, однако местных жителей не останавливают ни огромные штрафы, ни исправительные работы. Естественно, второй брак в ЗАГСе не регистрируют, он считается состоявшимся после того, как мулла проведет религиозный обряд никох. Развестись же мусульманину в таком случае довольно легко, достаточно трижды озвучить жене слово «талок» («развод»).
В принципе, мне понятно, зачем мужчины из Таджикистана заводят еще одну семью, но неясно, почему женщины соглашаются на бесправное положение. Если брак не зарегистрирован по закону, юридической силы он не имеет. Мужчина в любой удобный для него момент может запросто дать талок (религиозный развод), отказать в дальнейшей материальной помощи и даже выгнать на улицу вместе с детьми, если жилье принадлежит ему.
Меня поразили слова знакомой, что чаще всего вторыми женами берут вовсе не разведенных женщин и вдов, а молоденьких неискушенных девушек. Не удержалась и спросила ее, почему же родители соглашаются, неужели не понимают возможных рисков.
Причины банальны — материальная выгода в виде калыма и боязнь осуждения со стороны общества. Оказывается, не успевшие выйти замуж до 17 лет девушки в некоторых регионах Таджикистана считаются «старухами» и обесцениваются на брачном рынке. Якобы до этого возраста муж и его родственники смогут воспитать невесту «под себя», а позже — уже нет, поэтому чем она старше, тем меньший калым за нее дадут.
Если возраст дочери подходит к критической отметке либо жених сулит крупный калым, родители с радостью соглашаются и на роль второй жены. Чувства и желания девушки в расчет не берутся, часто ей не удается окончить школу и получить хоть какую-то профессию. В итоге к самостоятельной жизни она не готова и не приспособлена, и все, что ей остается — подстраиваться под мужа и надеяться не стать однажды «неугодной».
Любопытно, что некоторые молодые таджички, по словам знакомой, сами мечтают о второстепенных ролях. Они считают, что регистрация в ЗАГСе не гарантирует долгой и счастливой совместной жизни. Мужчина с одинаковым успехом может дать талок как религиозной, так и законной супруге, оставив ее и детей без поддержки и содержания.
Зато во второстепенной роли таджички видят несколько существенных плюсов, к примеру, отсутствие совместного быта. Супруг покупает отдельное жилье и обеспечивает, но свекровь и прочие родственники с его стороны практически не контролируют ведение хозяйства, сосредотачивая внимание на официальной жене.
Удивительно, но, несмотря на официальные запреты, даже некоторые таджикские чиновники заводят вторую семью. Для них это в порядке вещей, поэтому мигранты часто не понимают или обижаются, если наши женщины бурно реагируют на предложение «вступить в гарем».
Как бы поступили на месте моей московской подруги? Кому в Таджикистане вы сочувствуете больше: первым или вторым женам и почему?