ТЫ НЕ КОННИК.
Один из моих вопросов детства звучал так: «Почему те, кто стоят с лошадьми, такие злые?» Грубость, рукоприкладство и недоверие к лошади — на это я натыкалась в уличном прокате и на конюшнях, куда иногда приглашали наш школьный класс. Мне казалось, что это просто невезение - всё время натыкаться на такие исключения. Через несколько лет тренер конноспортивного клуба, который «всегда прав», скажет мне, что это правильно, и я должна стать такой же, если хочу быть конником. Ведь с лошадьми по-другому нельзя. Даже небольшого путешествия по интернету хватит, чтобы понять — нет, работать с лошадью не значит быть надсмотрщиком сильной хитрой скотины. К счастью, эта истина на волнах просвещения захватывает всё больше пространства, выжимая образ конника, как бойбабы, которая всегда сможет "дать коню в харю". Однако примитивные, но живучие установки по-прежнему находят массу поклонников, которые с вызовом хвастают "успешными" методами обламывания лошадей. Интернет заполнен контентом, где лошади во время грубых заездок брыкаются, козлят, делают курбеты, рвут амуницию, ломают сани и телеги. Их тренера, кое-как возвращая происходящему приличный вид, уверенно рассказывают о том, что это норма, и так и должно быть. Один из основополагающих посылов: «надо действовать строго». Но как строго, где строго и куда - особо никто не разбирается. Лошадь не слушается? Надо дать "люлей". Не можешь дать? Ты не конник. Варварство возносится до истины в последней инстанции вопреки всем достижениям гуманного последовательного обучения. На посещающих конюшни подростков подобный брутализм действует сногсшибательно — управление тоннами живого веса не может не стать поводом для гордости, успешное укрощение строптивого — достижение, которое поддержит тренер. Хорошо, если кто-то из них пересмотрит свой опыт в будущем, столкнувшись с примерами другого обращения. Многие же впитают в себя образ «сурового» безграмотного конника.
Никто не хочет лишний раз ломать копья в и без того конфликтном конном мире, но будет не честно промолчать о том, что борьба за грамотное обращение с лошадью — это также и борьба за моральный облик человека. Хочется верить, что будущие дети, впервые встретив лошадь, увидят рядом с ней добрых, умных и чутких людей.