Найти тему
Шахтёр

Чем мы писали в советской школе. Вспоминаю эпизоды из далёкого прошлого.

Гуляя по каналам Дзена других авторов, наткнулся на публикацию о запретах в школе времён СССР. Почему бы не вспомнить свои годы в школе? Хотя в одной статье обо всём не расскажешь, сегодня затрону некоторые эпизоды.

С самого первого урока в школе я писал шариковой ручкой. Друзья постарше меня успели захватить «чернильный период» с перьевой ручкой и хитроумной непроливашкой. Долгое время чернильницы были на почте и бланки заполняли перьевой ручкой, регулярно обмакивая её в чернила. Такая ручка была у меня дома – чертил чёрной тушью чертежи, писал на черновиках короткие заметки. От туши частенько приходилось промывать перья под проточной водой.

Однажды в средних классах у нас пошла мода писать чернилами – шариковые ручки заменили на автоматические чернильные. Очень дорогие ручки мы себе позволить не могли, а дешёвые нередко подводили – то чернила плохо поступали к перу, то наоборот лились чересчур обильно, отчего промокашка вскоре становилась «шедевром импрессиониста в фиолетовых тонах». Промокашку выкидывали в мусорную корзину, тетрадные листы с обилием клякс выдирали и переписывали заново. Учителя ругались, да мы и сами были не рады «грязнописанию» и мода на чернила вскоре затухла.

Фото автора. 10-й класс. Одноклассницы с классным руководителем.
Фото автора. 10-й класс. Одноклассницы с классным руководителем.

Самыми популярными ручками в наше время были за 35 копеек. Продавались они в каждом киоске «Союзпечати», стержни в них длинные по 8 копеек. Но у нас было шиком иметь особенную ручку, которой нет больше ни у кого. Например, у меня была ручка в виде гвоздя. Чтобы поменять стержень, откручивалась шляпка гвоздя. Очень оригинальная, хотя писать ею было не очень удобно – по тонкому, металлическому корпусу пальцы постоянно съезжали вниз и приходилось частенько ручку перехватывать.

В моде была ручка с четырьмя цветными стержнями. Из-за толстого корпуса в младших классах такую ручку запрещали; в средних классах уже не запрещали, но и не одобряли. А в старших классах учителям было всё равно чем мы пишем: хоть пальцем, хоть гусиным пером – но чтобы задание было выполнено!

У одной одноклассницы ручка была аж на шесть цветов! К синему, чёрному, красному и зелёному добавлены жёлтый и коричневый. Проку от неё разве что в школе похвалиться. Стержни в них масюсенькие и очень короткие, паста закончится быстро и заменить будет нечем – у нас подобные мелкоразмерные стержни не продавались. А жёлтый и коричневый – таких цветов вообще отродясь не бывало.

Опять же примерно в средних классах из проволоки с разноцветной изоляцией мы плели себе перстни, браслеты и... ручки. Оплетали проволокой только что купленный стержень и ручка готова! Как ни старались делать плотное плетение, ручка всё равно была гибкой и в руках не комфортной.

Фото автора. 10-й класс. Наши девчонки на большой перемене.
Фото автора. 10-й класс. Наши девчонки на большой перемене.

В современных тетрадях промокашек нет. Во всяком случае, я их давным-давно не видел, а сыновья про них вообще не знают. У пацанов в нашем классе промокашки редко «доживали» до конца тетради, обычно они «заканчивались» если не на первых листах, то на середине это точно. Из тетрадного листа скатывали трубку по толщине карандаша, из кусочка промокашки скатывали шарик и устраивали между собой перестрелки из импровизированной «пневматики». Что интересно, в общих тетрадях промокашек уже в наше время не было.

В старших классах общие тетради у нас заслуженно оправдывали своё название – ОБЩАЯ. К примеру: в начале тетради – алгебра, в конце – физика, в середине – химия. Всё под одной обложкой! А где-нибудь между предметами находилось место для «Морского боя» или «Крестиков-ноликов». В рабочих тетрадях я ещё умудрялся рисовать! Неоднократно мне влетало от учителей за художества и за то, что я не заводил по каждому предмету отдельную тетрадь. Впрочем, не у меня одного общая тетрадь была ОБЩЕЙ.

Фото автора. Мизерная часть «галереи» моих рисунков из школьных тетрадей.
Фото автора. Мизерная часть «галереи» моих рисунков из школьных тетрадей.

В заключение можно сказать пару слов про дневник. Он у меня был до середины девятого класса. После новогодних каникул я его больше в школу не носил. В десятом классе у меня дневника не было вообще и весь учебный год вполне обошёлся без него. При этом умудрился успешно сдать выпускные экзамены!

-5