Может быть, когда-нибудь,
Где-нибудь и как-нибудь
Мы построим что-нибудь...
Шведская детская песенка.
Друзья, мне очень приятно, когда вы бываете активно вовлечены в работу нашего канала. А уж когда вы предлагаете темы для обсуждения - я просто безмерно счастлива. Сегодняшним Сюжетом мы тоже обязаны нашей подписчице, предложившей обсудить роман Осы Эриксдоттер "Бойня". Итак, мы начинаем.
В Швеции на выборах победила "Партия Здоровья" и её лидер стал премьер-министром. Его предвыборная программа была столь убедительна, что шведы безоговорочно поддержали молодого, подтянутого и энергичного политика. Он оказался непримеримым борцом с лишним весом в государственном масштабе. По всей стране был введён т.н. ЖМК (жиро-мышечный коэффициент). Если он был больше 42, человек должен был срочно худеть. А если он был больше 50, то его "худело" государство.
В этих целях повсеместно открываются центры здоровья, которые заменяют собой не только поликлиники, но и церкви. Похудению подлежат и взрослые, и дети, включая младенцев от года. Абсолютно всем добровольно-принудительно выдаются лекарства для снижения веса, делаются прививки для похудения и бандажирование желудка. Уже в двенадцать месяцев от роду младенцы получают возможность ушить себе желудок за полцены или даже бесплатно, если их родители имееют склонность к полноте. Школьников с лишним весом травят одноклассники, полных людей увольняют с работы, из каждого утюга раздаются призывы к похудению, больше напоминающие армейские приказы. Доходит до того, что людям начинают направлять повестки ">50", которые обязуют их явиться в Центры Здоровья на операции по усечению желудка. Несколько школьников умирают от последствий вмешательства. Вакцина и таблетки тоже уносят жизни людей. Но все молчат. Глотают, колют, дают себя резать, и молчат. Ослушников забирают прямо из дома и отвозят "худеть".
Несколько человек не принимает такое положение дел и скрывается от неустанной заботы властей. Хелена с дочкой Молли восьми лет укрываются на даче. Они обе имеют ЖМК 50+, мать уволили, а дочь затравили одноклассники. Причём, ни женщина, ни девочка не выглядят толстыми, мама обладает женственными формами, а дочка - просто упитанный ребёнок.
Их соседом оказывается молодой учёный Ландон, он имеет ЖМК в пределах нормы. Между ним и Хеленой завязывается роман.
Писательница Глория тоже была уволена с кафедры за свой вес, она не смогла похудеть за контрольный срок и получила повестку явиться на семинар.
Так получилось, что все толстяки и просто крупные люди были вызваны повестками на какие-то обязательные встречи или семинары. Им даже пообещали восстановление на работе. Собрания были назначены повсеместно, и в церквях, и на стадионах. Хелен не пошла, а вот Глория явилась. И это была ловушка.
Премьер решил остаться на следующий срок, а для этого ему нужны результаты - полное обезжиривание шведского общества. И тогда он и его партия придумывают преступление против человечества. Людей на специальных фурах для перевозки свиней вывозят на свинофермы, которые пиар-штаб позиционирует для общества как Лагеря Здоровья. Как это происходит, я расписывать не стану, скажу только, что их транспортируют как скот. Хелен тоже попадает в такую фуру, за ней пришли среди ночи и увезли силой. Молли она успевает спрятать. Ландон находит девочку на чердаке и берёт её под защиту. Он направляется на поиски Хелены.
Тем временем людей привозят на пустующие свинофермы и оставляют там умирать без еды, воды и гигиены. Они живут в грязи и задыхаются от своих собственныз миазмов. Трупы выносятся в ангар поблизости, где они и разлагаются под солнцем. В дальнейшем процедуру упростили, людей сразу стали привозить на бойню. Повторюсь, я стараюсь избегать подробностей описания и деталей.
Глория в числе прочих погибает в этой бойне. Всего было уничтожено порядка двадцати тысяч человек за четыре месяца акции. А в это время борьба с жиром постепенно и незаметно перекидывается на всю Скандинавию.
Никто не подозревает ничего дурного, люди уверены, что их родственники худеют в летних лагерях к сентябрю. Один Ландон доискивается до правды. Он ценой неимоверной силы воли и огромного мужества вызволяет измученную полуживую Хелену буквально из мясорубки. Они прячутся у бывшего коллеги Хелен. Учёный находит честного человека, который выводит его на журналиста, готового предать огласке это преступление, но люди премьера убивают его. Тогда Ландон связывается с американским профессором, который становится его союзником. Они вместе раскрывают миру глаза на творящиеся в Швеции зверства. Премьер схвачен, партия убийц низвегнута, Америка традиционно спасла мир, а Ландон спас свою любовь. Всё. Больше ни слова не скажу о сюжете. Давайте обсудим идею романа и посыл его автора.
Я была удивлена, что роман довольно свежий, ему лет пять. В России издан в 2021 году. Почему автор поднял эту тему в самый разгар шествия по миру бодипозитива? Непонятно. Поэтому, антиутопией эту историю точно не назовёшь. Вот если бы это было написано хотя бы лет двадцать назад, то тогда... Кстати, как раз в указанный период я читала роман "Я стройней тебя" Кит Рид, в нём речь шла о таком анти-жировом обществе. И это было очень актуально в то время. (Я и сама питалась в ту пору только сигаретами, чтобы гламурные джинсы лучше подчеркивали мои тазовые кости.) Вызывает недоумение также степень накала борьбы с внутренним "врагом". Я всё понимаю, друзья, но это просто жир. Ну лишили бы толстяков права голоса и паспорта отняли, в конце концов. Немного резануло глаза упоминание в тексте холокоста, Гитлера и, конечно, Сталина (ну не могут они без нас, скучают). Это были критические наблюдения. Теперь к положительным аспектам, которые даёт нам посыл автора романа. Во-первых, надо уже взяться за ум и начать читать предвыборные программы кандидатов. Ну сколько можно изучать их фотографии? Во-вторых, не мешало бы быть более критически настроенными и менее доверчивыми. Бойня, отчасти, это символ. Туда ведут парнокопытных, а мы люди. В-третьих, начать изживать в себе равнодушие, особенно, когда вокруг тебя пропадают люди. И помогать. Помогать не пропасть совсем.
Кстати, название статьи - тоже выдержка из монолога. Начало фразы вы уже знаете, а вот её конец: "...Когда с неё слезает. Эффект маятника."
Что лично мне показалось в этом романе ценным? А вот эта фраза одного пастора, тоже уволенного из церкви за полноту: "Нас заставляют об этом думать, чтобы мы не думали обо всём остальном." И это действительно так. Любую тему можно навязать обществу как основную идею - от патриотизма до лишнего веса.
Как думаете?