Покаяние — это самое первое основание духовной жизни. Именно с него и начинается духовная жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил:
Покаяние — этот правильное видение самого себя.
Это видение позволяет увидеть, на сколько человек удалился от Бога. Процедура покаяния в храме называется исповедью, к которой мы прибегаем, чтобы исповедать перед Богом свои грехи. Генеральная исповедь — это покаяние за всю прошедшую жизнь. Перед ней человек основательно готовится. Он, как бы снова переживает жизнь, перебирая свои поступки.
На самом деле любая исповедь должна быть генеральной. Это не значит, что она будет продолжительной, но сердечное расположение должно быть такое, как будто это последняя исповедь в вашей жизни. Внутренняя решимость возненавидеть грех и больше к нему не возвращаться делает исповедь генеральной.
Не секрет, что зачастую наша исповедь таковой не является. Она превращается в рассказ о нашей жизни и о ее не легких обстоятельствах, где о покаянии ничего не напоминает. Нет глубокого сожаления о своих грехах. Это профанация таинства. Паисий Святогорец писал:
Если бы люди, по крайней мере, сходили бы к духовнику и исповедовались бы, то исчезло бы бесовское воздействие, и они снова смогли бы думать. Сейчас из -за бесовского воздействия они не в состоянии даже подумать головой. Покаяние лишает диавола прав над человеком.
Любой из нас, когда грешит, предоставляет права диаволу над собой, и благодать Божья от нас отступает. Вот тогда он и начинает действовать и делает жизнь человека не выносимой. А человек не понимает, что с ним происходит, и видит причину ни в себе, а в окружающих.
Диавол не обладает никакой властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся и причащающимся. Диавол только «погавкивает» на такого человека, словно беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком не верующим, давшему ему права над собой.