В первой части рассматривается производство танков и САУ в СССР и США, во второй - в Германии
В годы Второй Мировой войны танки стали основной ударной силой в наступательных и оборонительных операциях. Самое интересное, что у немцев, в отличие от советского и американского танкостроения, танковое производство в годы войны развивалось очень нерационально, что видно на конструкции самих танков. Такой перекос, да еще и в годы войны, привел к тому, что танков и самоходок немцы выпустили значительно меньше, чем силы антигитлеровской коалиции. В СССР с июля 1941 г. по август 1945 г. выпустили 102,8 тыс. танков и САУ; в США с июня 1940 г. по август 1945 г. выпустили 103,1 тыс. танков и САУ. А вот в Германии с июля 1941 г. по май 1945 г. только 46,3 тыс. танков и САУ.
Дело в том, что немцы со второй половины войны стали делать ставку на разработку «чуда-оружия», т. е. оружия, которое окажется эффективнее по характеристикам, короче говоря, решили добиться качественного превосходства. А вот советская и американская военная промышленность делали ставку на подавляющем численном превосходстве. Это относится в полной мере и к производству танков.
Рассмотрим конструкции советских танков и САУ - все они базировались на шасси Т-34 с цилиндрическими спиральными рессорами или с торсионной подвеской КВ-ИС. Причем эти две конструкции на танках Т-34/76 и КВ-1 были разработаны до Великой Отечественной войны и так до конца войны и производились лишь с небольшими переделками (отличия шасси КВ от ИС и др.).
Двигателем для обоих типов шасси был один и тот же дизельный двенадцатицилиндровый мотор В-2 разных модификаций мощностью 400-600 л. с., который был разработан также до войны. Лишь из-за недостатка штатных дизельных моторов В-2 на танки Т-34 завода «Красное Сормово» временно устанавливались бензиновые авиационные моторы М-17. Пушки тоже, естественно, были разработаны, в основном, до войны.
Советские танки были быстро приспособлены для производства на разных танковых заводах, шла их модернизация для улучшения характеристик, но параллельно шло и упрощение или оптимизация конструкций для массового выпуска (сварные и литые башни КВ, Т-34 и др.). Советская бронетехника создавалась, условно говоря, как конструктор из заранее созданных элементов. Так на базе КВ-1 были выпущены более мощные танки ИС-85, ИС-1, ИС-2 и множество самоходных артиллерийских и противотанковых самоходных установок. Самоходка СУ-152, например, была создана за 25 (!) дней. Взяли шасси от танка КВ с дизелем В-2 и установили довоенную пушку-гаубицу МЛ-20, заново спроектировали боевую рубку и «дело в шляпе». Однотипность деталей советских танков облегчала ремонт и эксплуатацию.
Таким образом, советское танкостроение пошло по пути массового производства на основе довоенных наработок. Причем, шасси КВ, Т-34 и дизель В-2 были до войны спроектированы настолько удачно, что в конце войны танки ИС-2, Т-34/85 вполне могли противостоять немецким самым современным танкам.
Идеология производства танков в США в годы Второй Мировой войны была схожей с советским опытом. До начала массового производства танков в период ноябрь 1940 г. - август 1941 г. в США было выпущено всего... 94 средних танков М2, которые, кстати, так и не были использованы в боевых действиях из-за их несовершенности.
Развертывание в США широкомасштабного производства танков началось в 1941 г. выпуском средних танков М3 «Грант». Американцами было принято, что для ускорения танкового производства танковые заводы должны работать совместно с автомобильными заводами и разделять между собой производство. Такую идею усиленно проталкивал Уильям С. Надсен, который являлся президентом автомобильной корпорации «Дженерал Моторс» и одновременно членом Совещательной комиссии по национальной обороне и отвечал за координацию работ военной промышленности.
Надо сказать, что у американцев не было собственно конструкции среднего танка, который был бы современным. Поэтому они решили производить танк М3 заведомо предполагая, что это промежуточный образец (!), уступающий по характеристикам современным немецким танкам. Танк М3 «Грант» получился фактически установкой на танк М2 новой 75-мм пушки с сохранением 37-мм орудия. В остальном танк М3 имел практически такие же размеры и компоновку, тот же двигатель и абсолютно ту же ходовую часть с вертикальными спиральными пружинами (!).
Не будем останавливаться на конструкции танка М3 «Грант», стоит лишь сказать, что для ускорения производства на разных заводах эти танки имели варианты корпусов на заклепках, литые и сварные. Также на эти танки ставили любые более или менее подходящие моторы: кроме штатного авиационного (!) бензинового звездообразного (!) двигателя «Райт Континенталь» R-975 воздушного охлаждения, устанавливались два дизеля «Дженерал Моторс» 6-71, дизель «Гайберсон» Т-1400 и пять бензиновых двигателей (!) «Крайслер» А-57 «Мальтибэнк». Совершенно понятно, что силовая установка из пяти двигателей сильно усложняла конструкцию и эксплуатацию, однако из-за нехватки обычных моторов все шло в дело.
Конструкция следующего танка М4 «Шерман», который американцы разрабатывали, по слухам, под влиянием советского Т-34/76, проигрывала немецким танкам по характеристикам, но была приспособлена для массового производства. В апреле 1941 г. конструкция танка М4 сразу же рассматривалась для производства в двух вариантах (!) с литым и сварным корпусами, хотя первые экземпляры изготавливались клепанными, как и М3 «Грант». Описывать конструкцию танка «Шерман» также особого смысла нет, достаточно сказать, что на этом танке использовалась ходовая часть полностью от танка М3 «Грант» (!) с том отличием, что поддерживающий каток располагался не над ходовой тележкой, а за ней. Лишь с середины 1944 г. на танках стала устанавливаться новая подвеска HVSS (старая подвеска, напомним, была разработана для танка М2).
Также на этом танке использовались все возможные варианты силовой установки (всего пять типов, включая все тот же экзотический вариант пяти двигателей в едином блоке), фактически, все, что было под рукой.
Короче говоря, стоит сказать, что американцы при производстве танков стремились завалить врага количеством бронетехники, особо не заботясь о техническом превосходстве своих образцов над вражескими. Например, тяжелых танков американцы вообще не производили - тяжелые танки М26 «Першинг» появились лишь в конце войны. Вообще считалось, что немецкие танки должны уничтожать противотанковая артиллерия, включая самоходную или авиация.
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
#история #техника #оружия #война #германия #ссср #танки #вторая мировая война #великая отечественная война
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским.
Другие публикации про танки - Как хитро немцы скрывали свои потери в танках
Французская танковая промышленность работает на нацистов
Как немцы использовали трофейные французские танки
«Немецкие» танки в советском и американском кино про Вторую Мировую войну