Найти в Дзене
Максим Бутин

5538. КОНГРЕГАЦИЯ ДОКТРИНЫ ПРОЛЕТАРСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА…

1. Текст.

«Завоевание политической власти стало, следовательно, великой обязанностью рабочего класса. Рабочие, по-видимому, поняли это, так как в Англии, Германии, Италии и Франции одновременно началось оживление и одновременно были предприняты шаги в целях политической реорганизации рабочей партии.

Один из элементов успеха — численность — у рабочих уже есть; но численность только тогда решает дело, когда масса охвачена организацией и ею руководит знание. Опыт прошлого показал, что пренебрежительное отношение к братскому союзу, который должен существовать между рабочими разных стран и побуждать их в своей борьбе за освобождение крепко стоять друг за друга, карается общим поражением их разрозненных [10 — 11] усилий. Эта мысль побудила рабочих разных стран, собравшихся 28 сентября 1864 г. на публичном митинге в Сент-Мартинс-холле, основать Международное Товарищество.

Ещё одно убеждение воодушевляло участников этого собрания.

Если освобождение рабочего класса требует братского сотрудничества рабочих [в немецком тексте добавлено: «разных стран». — Ред.], то как же они могут выполнить эту великую задачу при наличии внешней политики, которая, преследуя преступные цели, играет на национальных предрассудках и в грабительских войнах проливает кровь и расточает богатство народа? Не мудрость господствующих классов, а героическое сопротивление рабочего класса Англии их преступному безумию спасло Западную Европу от авантюры позорного крестового похода в целях увековечения и распространения рабства по ту сторону Атлантического океана [Имеются в виду выступления английских рабочих в конце 1861 — начале 1862 г. во время Гражданской войны в Америке против вмешательства английского правительства в войну на стороне южных рабовладельческих штатов. Борьба рабочих приняла особенно острый характер в связи с так называемым инцидентом с «Трентом», когда английская буржуазия использовала как повод для подготовки к войне с северными штатами захват и арест правительством Севера представителей рабовладельцев, направлявшихся в Англию на пароходе «Трент». Английские рабочие решительно выступили в поддержку Севера. На многочисленных митингах рабочие протестовали против призывов реакционной буржуазии к войне, требовали мирного разрешения конфликта. Массовое движение английских рабочих против интервенции помешало реакционерам втянуть Европу в войну на стороне рабовладельцев и значительно способствовало укреплению идеи международной солидарности пролетариата. — Ред.]. Бесстыдное одобрение, притворное сочувствие или идиотское равнодушие, с которым высшие классы Европы смотрели на то, как Россия завладевает горными крепостями Кавказа и умерщвляет героическую Польшу, огромные и не встречавшие никакого сопротивления захваты этой варварской державы, голова которой в Санкт-Петербурге, а руки во всех кабинетах Европы, указали рабочему классу на его обязанность — самому овладеть тайнами международной политики, следить за дипломатической деятельностью своих правительств и в случае необходимости противодействовать ей всеми средствами, имеющимися в его распоряжении; в случае же невозможности предотвратить эту деятельность — объединяться для одновременного разоблачения её и добиваться того, чтобы простые законы нравственности и справедливости, которыми должны руководствоваться в своих взаимоотношениях частные лица, стали высшими законами и в отношениях между народами.

Борьба за такую иностранную политику составляет часть общей борьбы за освобождение рабочего класса.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Маркс, К. Учредительный манифест Международного товарищества рабочих, основанного 28 сентября 1864 г. на публичном собрании, состоявшемся в Сент-Мартенс-Холле, Лонг-Эйкр, в Лондоне.— Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2. В 50 тт. Т. 16. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. Сс. 10— 11.

2. Следует оставить в стороне зоологическую ненависть К. Г. Маркса к России, варварской, на его вкус, державе, которая, по мысли К. Г. Маркса, не должна была завладевать горными крепостями Кавказа, а предложить их, скажем, для завоевания цивилизованным англичанам или предоставить их привычному им первобытному укладу жизни, который характеризуется постоянными набегами на приграничные земли России, разбойничеством, угоном скота и прочим молодечеством и джигитовкой, а вовсе не развитием промышленного пролетариата и коммунистического рабочего движения в горных крепостях на Кавказе.

Следует оставить без ответа и слепую ярость К. Г. Маркса в качестве реакции на усмирение Россией гиены Европы, Польши, которую хлебом не корми, а дай повоевать с Россией или хотя бы организовать стихийные бунты.

3. Самый главный вопрос и всего «Учредительного манифеста», и цитированного текста из него состоит в том, что пролетариат должен завладеть политической властью. Предпосылками к тому К. Г. Маркс видит (1) большую людскую численность и (2) организацию этих людей, проникнутую руководящим знанием.

Это совершенно правильные теоретические требования к эффективному политическому действию: крупная организация с ясными политическими целями обретения власти в разных странах. А по пути достижения политической власти этой организации следует существенно влиять на власть предержащих так, чтобы их политические решения менялись к благополучию рабочего класса.

Это теория.

4. А европейская реальность и политическая практика просвещённой и цивилизованной Европы такова, что для неё характерно, поверим К. Г. Марксу, «бесстыдное одобрение, притворное сочувствие или идиотское равнодушие» к политическим действиям России, к «огромными не встречавшим никакого сопротивления захватам этой варварской державы, голова которой в Санкт-Петербурге, а руки во всех кабинетах Европы».

Не будем спрашивать у крайне раздражённого евронемца, с чьей стороны огромные захваты России не встречали никакого сопротивления: со стороны захватываемых или со стороны к шубе не пришей рукав цивилизованной Европы, наблюдающей за захватами с горькой обидой в сердце и мучительным сознанием своего бессилия?

Отметим лишь, что вся организация К. Г. Маркса со товарищи международного рабочего класса хоть и наделала поначалу много публичного шума и тяжёлых тайных опасений властей, так как была делом новым и необычным, а вот политические и экономические союзы капиталистов и феодалов разных стран давно были в ходу, — но потом интернациональная организация рабочих показала себя недостаточно сильной, недостаточно влиятельной, ибо текущие власти в Европе текли да не протекали, а продолжали управлять своими странами.

5. А что международный пролетариат именно в своём международном качестве оказался совершенно импотентным, показала уже много после смерти К. Г. Маркса Первая Мировая война. Прошло пятьдесят лет со дня организации Международного Товарищества рабочих (1864), а в начавшейся войне (1914) рабочие отнюдь не проявили свою интернациональную солидарность, а тупо пошли воевать за европейские ценности.

Второе, и самое поразительное, просто катастрофическое, поражение марксизма как доктрины пролетарского интернационализма было во Второй Мировой войне (1939 — 1945), в которой людских жертв европейским ценностям было намного больше, чем в предыдущей войне, пролетариат так и воевал за национальные государства, а свою интернациональную силу так и не проявил. Более того, первое в мире пролетарское государство, государство диктатуры пролетариата — СССР, в лице своего коммунистического руководства солидаризовалось и вступало не в классовые союзы с пролетариатом Соединённых Штатов Америки и Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а в межгосударственные союзы с капиталистическо-феодальными правительствами этих стран.

Из чего следует, что доктрина классовой борьбы и классовой же солидарности вторична, третична и, конечно же, надуманна, наивна и попросту неумна сравнительно с определяющей политическую ситуацию силой государства.

2024.09.27 исполнится 160 лет воплощённой в организацию идее пролетарского интернационализма. С тех пор кроме ряда несмешных и бездейственных политических спектаклей да внутриорганизационных свар и дрязг эта социальная институция ничего не дала. Если проживём ещё два с половиной года, организуем памятные чтения, посвящённые её памятному бессилию.

2022.03.11.