Территория и акватория порта, госрегулирование и надзор, капитан морского порта, СУДС, правила плавания и стоянки, правила захода и выхода из морского порта, обеспечение безопасности инфраструктуры порта, экологическая безопасность в порту, правила ледокольной проводки судов, знаки и сигналы в морском порту.
Первоисточники и полный текст документов:
- Федеральный закон О морских портах в Российской Федерации
- Правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним
(здесь более удобный к прочтению документ)
Самоподготовка выполняется на страх и риск того, кто выполняет самоподготовку.
Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовождению.
Территория морского порта, подходы к морскому порту
Территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях.
Внутренний рейд - водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами;
Внешний рейд - водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов;
Подходы к морскому порту - внешние рейды и участки морских путей установленной ширины, примыкающие к акватории морского порта, но не выходящие за пределы территориального моря Российской Федерации, где суда должны следовать с использованием системы управления движением судов и (или) лоцманской проводки и (или) должны соблюдать установленные обязательными постановлениями в морском порту меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта.
Портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;
Причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;
Услуги морского порта, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - услуги в морском порту), - услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
Пользователи услугами морского порта, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - пользователи), - грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица.
Перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта;
Технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов;
Объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;
Морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;
Оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;
Государственное регулирование деятельности в морском порту
Осуществляется в целях обеспечения:
- безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан;
- обороны и безопасности государства;
- транспортной безопасности;
- безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта;
- комплексного развития морского порта;
- эффективного использования объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности;
- равных условий для осуществления деятельности в морском порту;
- равного доступа к услугам в морском порту;
- предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов;
- конкурентоспособности морского порта.
Дополнительная информация:
Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством:
--- Издания нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в морском порту, эксплуатацией объектов инфраструктуры морского порта;
--- Лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту;
--- Технического регулирования в морском порту;
--- Установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий;
--- Установления порядка сдачи в аренду имущества в морском порту, находящегося в государственной собственности;
--- Открытия и закрытия морского порта для оказания услуг;
--- Возложения обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложения запрета на оказание отдельных видов услуг на операторов морских терминалов, иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
--- Осуществление в морском порту государственного контроля (надзора);
--- Создания условий для равного доступа операторов морских терминалов и перевозчиков к объектам инфраструктуры морского порта;
--- Осуществления навигационно-гидрографического обеспечения на подходах к морскому порту и в морском порту;
--- Установления порядка сбора, накопления и анализа информации о деятельности в морском порту;
--- Организации мобилизационной подготовки, проведения мобилизации и осуществления мероприятий по гражданской обороне в морском порту;
--- Проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов;
--- Обеспечения возможности приема отходов с судна, образующихся в процессе эксплуатации судна, в результате осуществления операций с грузами и подлежащих сбору в морском порту;
--- Выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
Государственный контроль (надзор) в морском порту
Государственный контроль (надзор) выполняется:
- уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
- капитанами морских портов.
Цель государственный контроль (надзора) - обеспечение соблюдения в морском порту законодательства РФ, согласно требованиям:
- установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации,
- Федеральным законом о Морских портах,
- другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области:
--- торгового мореплавания,
--- транспортной безопасности,
--- охраны окружающей среды,
--- санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
--- ветеринарии,
--- карантина растений,
--- охраны труда и безопасности гидротехнических сооружений морских портов.
Капитан морского порта
Капитан морского порта осуществляет возложенные на него Законом о морских портах, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.
Капитан морского порта:
- является должностным лицом,
- возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов,
- непосредственно подчиняется Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот),
Полномочия капитана морского порта распространяются на территорию и акваторию морского порта и на подходы к морскому порту, включая внутренние и внешние рейды, а также на портовые гидротехнические сооружения, морские терминалы морского порта.
Функции капитана морского порта осуществляются:
- непосредственно капитаном морского порта;
- должностными лицами службы капитана морского порта по поручению капитана морского порта.
Общие правила и обязательные постановления в морском порту
Правила и обязательные постановления должны исполняться судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими деятельность в морском порту и на подходах к нему.
Общие правила устанавливают основные требования к:
- плаванию судов и управлению движением судов на акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов;
- заходу судов в морские порты и выходу судов из морских портов;
- стоянке судов в морских портах и на подходах к ним;
- обеспечению безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений;
- обеспечению экологической безопасности, соблюдению карантина в морских портах;
- выполнению маневров, связанных с прохождением судов относительно морских дноуглубительных судов при встречном плавании;
- ледокольной проводке судов;
- сигналам, регулирующим заход судов в морские порты и выход судов из морских портов; сигналам о приливах, об отливах и уровнях воды;
- сигналам об ожидаемых штормах и сильных ветрах.
- иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания.
Обязательные постановления
В каждом морском порту Российской Федерации действуют обязательные постановления в морском порту, разработанные на основании Общих Правил, с учетом географических, гидрометеорологических, технологических и навигационных особенностей морского порта.
Обязательные постановления содержат:
- описание морского порта, сведения о рыболовных участках (при их наличии) в акватории морского порта и на подходах к нему;
- правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта, в том числе меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта;
- правила плавания судов в акватории морского порта и на подходах к нему;
- описание зоны действия систем управления движением судов и правила плавания судов в этих зонах;
- правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки;
- правила обеспечения экологической безопасности, включающие установление видов отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту, правила обеспечения соблюдения карантина в морском порту;
- правила пользования специальными средствами связи на территории морского порта;
- сведения о границах территории морского порта;
- сведения о подходах к морскому порту;
- сведения о границах морских районов А1 и А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
ГМССБ или GMDSS (англ. Global Maritime Distress and Safety System) — международная система, использующая современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи, разработана членами Международной Морской Организации (IMO) и представляет собой существенное усовершенствование способов аварийной связи.
- сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов;
- сведения о периоде навигации;
- сведения о районах обязательной и необязательной лоцманской проводки судов;
- сведения о глубинах акватории морского порта и подходов к нему;
- сведения о переработке опасных грузов;
- сведения об организации плавания судов во льдах в морском порту и на подходах к нему;
- сведения о передаче информации капитанами судов, находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту;
- сведения о передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в порту;
- иную предусмотренную нормативными правовыми актами Российской Федерации в области торгового мореплавания информацию.
Управление движением судов на подходах к морскому порту и на акватории морского порта
Управление движением судов в акватории морского порта и на подходах к нему осуществляется с использованием системы управления движением судов (СУДС) или службы контроля судоходства и управления судоходством (СКУС), действующей в морском порту, где отсутствует СУДС, или на участке акватории морского порта вне зоны действия СУДС.
Информация про СКУС есть в предыдущей версии документа, в версии на сайте МЧС он отсутствует. Пока просто иметь ввиду.
СУДС выполняет следующие функции:
- обнаружение судов на подходах к зоне действия СУДС,
- установление связи с судном,
- получение данных о судне;
- передача судам информации;
- организация движения судов (планирование, установление режимов движения судов, регулирование движения судов);
- оказание помощи в судовождении;
- контроль движения судов и положения судов на якорных стоянках и выносных причальных устройствах.
Функции СУДС и СКУС выполняются в отношении всех судов, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов. По запросу маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, СУДС оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.
Абзац выше про маломерные суда есть в предыдущей версии документа, в версии на сайте МЧС он отсутствует. Уточнить в требованиях к маломерным судам в плане их технического оснащения.
Правила плавания и описание границ зоны действия СУДС
Содержатся в обязательных постановлениях порта и включают в себя:
- основные характеристики СУДС и правила взаимодействия СУДС и судов;
- выделенные каналы связи и процедуры связи;
- сведения об организации движения;
- описание фарватеров, районов и мест якорной стоянки, районов с особым режимом плавания;
- точки (рубежи) передачи сообщений с судов в СУДС и содержание сообщений;
- дополнительные требования к судам в зависимости от их типа, размерений, осадки, конструктивных особенностей, включающие
--- порядок следования таких судов по фарватерам,
--- ограничения в скорости движения,
--- запрещения захода на определенные участки акватории морского порта; - ограничения движения судов по погодным условиям.
Регулирование движения судов осуществляется посредством получения и обработки информации обо всех судах, находящихся в зоне действия СУДС и передачи судам рекомендаций в отношении:
- очередности и времени начала движения;
- маршрута, интервала и скорости движения;
- порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;
- запрета на дальнейшее движение;
- мест якорной стоянки или укрытий;
- действий для предотвращения непосредственной опасности.
Правила плавания судов и управления движением судов на акваториях морских портов и подходах к ним
При плавании и стоянке судов на акваториях морских портов и подходах к ним должны соблюдаться требования в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
Правила рассматривают следующие случаи:
- движение по СРД
- расхождение и пропуск судов
- безопасная скорость
- постановка на якорь
- буксировка
- водолазные работы
- действия при аварии
Морской порт обеспечивает судам, направляющиеся в морской порт или находящиеся на акватории морского порта предоставление информации, необходимой для использования судном морского порта и его акватории.
СРД
При плавании на акватории морского порта и подходах к нему суда должны следовать по установленным схемам разделения движения судов, естественным или искусственным каналам, руслам рек, иным путям движения судов, оснащенным средствами навигационного оборудования и предназначенным для плавания судов (далее - фарватер), а также другим судоходным путям, предназначенным для плавания судов.
Расхождение
При расхождении с другими судами судно:
- входящее в морской порт, уступает дорогу судну, выходящему из морского порта;
- входящее на фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру;
- следующее по речному фарватеру против течения, уступает дорогу судну, следующему по этому фарватеру по течению;
- входящее из бокового фарватера на главный фарватер, уступает дорогу судну, следующему по главному фарватеру.
Если судно ограничено в возможности маневрировать или стеснено своей осадкой и несет соответствующие огни и знаки МППСС, для расхождения применяются предписания МППСС.
В зависимости от особенностей морского порта в обязательных постановлениях могут быть указаны иные правила расхождения судов.
Пропуск
При приближении с противоположных направлений двух судов к узкому месту, повороту или месту перехода со створа на створ, если одновременное прохождение судами таких мест невозможно или опасно, то судно, обязанное уступить дорогу другому судну, дает возможность судну, имеющему приоритет, завершить маневр, держась на безопасном расстоянии.
Безопасная скорость при пропуске и расхождении
Ограничения по скорости движения судов на акватории морского порта с учетом особенностей акватории морского порта, гидротехнических сооружений, средств навигационного оборудования, интенсивности движения, типов и размерений судов устанавливаются обязательными постановлениями.
Независимо от ограничений по скорости движения судов во избежание развития опасного волнения и снижения риска гидродинамического "присасывания" судов, судно заблаговременно уменьшает свою скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном, в случае:
- расхождения с буксирными караванами;
- прохода около работающих кранов, экскаваторов, дебаркадеров, пристаней, доков, ошвартованных у причала судов;
- прохода мест проведения подводных, гидротехнических и других специальных работ;
- обхода дноуглубительных судов;
- прохода мимо плотов и шлюпок с людьми, работающими у причала либо у борта судна;
- прохода мимо судов, занятых бункеровочными операциями.
Судам с динамическим принципом поддержания, движение по фарватерам при видимости 5 кабельтовых (=926 метров, примерно 1 км) и менее разрешается только в водоизмещающем положении.
Международный кабельтов = 1/10 морской мили = 6 угловых секунд меридиана = 185,2 метра
Постановка судна на якорь на фарватере
Постановка судна на якорь на фарватере не допускается, за исключением:
- угрозы явной опасности при дальнейшем движении судна;
- вынужденной остановки судна вследствие технических повреждений;
- закрытия прохода другими судами.
Капитан судна, вынужденного встать на якорь на фарватере, немедленно сообщает об этом капитану морского порта. В сообщении указываются наименование судна, время, место и причины постановки судна на якорь, а также сведения о затрудненности движения в районе стоянки.
Буксировка
Буксировка плавучих объектов на акватории морского порта и подходах к нему, за исключением швартовых операций, производится с разрешения капитана морского порта.
Количество и мощность буксиров должны обеспечивать безопасность буксировки судов на акватории морского порта.
Буксировка лагом судов, груженных легковоспламеняющимися нефтью и нефтепродуктами наливом, а также буксировка одним буксиром одновременно нескольких судов, груженных нефтью и нефтепродуктами наливом, не допускается.
Буксировка самоходного судна с ошвартованными у его борта плавучими объектами не допускается.
В целях выполнения маневров судами или иными плавучими объектами на акватории морского порта и подходах к нему, в том числе для производства швартовых операций, входа судов или иных плавучих объектов в морской порт либо выхода их из морского порта, применяется операция по оказанию помощи одним судном (судами) другому судну (судам) при его (их) передвижении, маневрировании или осуществлении швартовых операций с использованием буксирного троса, других буксирных устройств или способом толкания (далее - буксировка).
Водолазные работы
Судно, занятое водолазными работами, несет флаг A (Альфа) в соответствии с международным сводом сигналов.
Любое судно при подходе к месту проведения водолазных работ обязано следовать с особой осторожностью и заблаговременно уменьшить скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном. Отдавать якоря разрешается на безопасном расстоянии от места проведения водолазных работ.
Действия при аварии
Суда, стоящие вблизи аварийного судна или проходящие мимо него, обязаны оказать помощь по спасению людей.
Сигналы, регулирующие заход судов в морские порты и выход судов из морских портов
Сигналы, регулирующие заход судов в морской порт и выход судов из морских портов, указаны в приложении к Общим правилам.
Сигналы, регулирующие движение судов на акватории морского порта, могут подниматься на береговых постах и брандвахтенных судах.
Отличительными знаками кораблей, брандвахт или береговых постов, несущих службу предупреждения, являются:
- в светлое время суток - треугольный синий флаг;
- в темное время суток - три синих огня, расположенные по вертикали, поднимаемые на гафеле.
Если вход в данный район или плавание в нем закрыты, корабль, брандвахта или береговой пост поднимает:
- в светлое время суток - три черных шара, расположенные по вертикали;
- в темное время суток - три красных огня, расположенные по вертикали.
Правила захода судов в морские порты и выхода судов из морских портов
Если коротко: Маршрут судна, документы, информация о судне, пассажирах и грузе, а также все изменения предварительно (не менее, чем за 72 часа) согласуются со всеми портами, в которые планирует заходить судно.
Оформление прихода судна в порт возможно при условии корректности документов, выполняется после подачи соответствующего заявления капитану морского порта (не позднее чем 4 часа после первой постановки на якорь или швартовки).
Выдача разрешения на выход из порта выполняется с разрешения капитана порта.
Предварительная информация о заходе судна в морской порт передается капитаном судна капитану морского порта предварительно за 72 часа до планируемого времени захода судна в морской порт, в т.ч. в случае, если переход судна из последнего порта составляет менее 72 часов.
В случае изменения порта назначения капитан судна сообщает об этом капитану морского порта, в который была направлена предварительная информация о заходе судна.
Получение информации о месте якорной стоянки: Капитан морского порта информирует судно о месте его якорной стоянки, швартовки и способе выполнения погрузо-разгрузочных или других работ не позднее чем за 4 часа до планируемого захода судна в морской порт.
Заявление о приходе: подается в течение 4 часов после первой постановки судна на якорь на внешнем рейде морского порта либо на акватории морского порта, или окончания первой швартовки судна.
Оформление прихода судна в морской порт (регистрация), Оформление судна на выход из морского порта
Оформление прибытия судна осуществляет капитан морского порта на основании заявления капитана судна о приходе, при условии предоставления капитаном судна документов, необходимых для оформления прихода судна в морской порт.
Капитан морского порта регистрирует приход судна в морской порт проставлением отметки на судовом экземпляре общей декларации и внесением информации о заходе судна, указанной в общей декларации, в информационную систему государственного портового контроля.
Документы для выхода судна из морского порта на ВВП РФ или прибывающих в морской порт с ВВП.
Оформление захода в морской порт судов, прибывших из иностранных портов, производится после прохождения в установленном порядке пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля.
Документы, необходимые для захода в морской порт.
Оформление судна на выход из морского порта осуществляет капитан морского порта на основании документов, прилагаемых к заявлению капитана судна на выход из морского порта.
Документы для выхода судна из морского порта.
Осмотр судна
Капитан морского порта подвергает судно осмотру в случае отсутствия соответствующих документов, или наличия оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.
Документы для прохождения осмотра судна.
Разрешение на выход судна которое не следует в иностранный морской порт
При отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на выход из морского порта судна, капитан морского порта выдает письменное разрешение на выход судна из морского порта и проставляет штамп на судовой роли.
Разрешение на выход судна которое следует в иностранный морской порт
При отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на выход из морского порта судна по результатам контроля или осмотра судна в соответствии Правилами, капитан морского порта проставляет штамп на судовой роли.
Капитан морского порта выдает письменное разрешение на выход судна из морского порта при условии отсутствия запрещающих предписаний по результатам прохождения судном контроля:
- пограничного,
- таможенного,
- санитарно-карантинного,
- ветеринарного,
- карантинного фитосанитарного контроля.
Срок действия разрешения на выход из порта
Разрешение на выход судна из морского порта действительно в течение 24 часов.
Повторный запрос на выдачу разрешения на выход из порта
Выполняется в случаях:
- Если судно, получив разрешение на выход из морского порта, не покинуло морской порт в установленный срок, капитан судна сообщает об этом капитану морского порта, который оформляет разрешение на выход из морского порта повторно.
- При изменении состава экипажа или технического состояния судна после получения разрешения на выход судна из морского порта капитан судна извещает об этом капитана морского порта, который оформляет разрешение на выход из морского порта повторно.
Отказ в выдаче разрешения на выход судна
При наличии оснований (недостатков), являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта оформляет письменное извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в котором указывает недостатки, препятствующие выдаче разрешения на выход судна из морского порта, а также порядок их устранения.
Предварительная информация о заходе судна в морской порт
Должна содержать следующие сведения:
- ИМО номер судна;
- название судна на русском и английском языках;
- позывной сигнал судна;
- государственная принадлежность (флаг) судна;
- номер судна подвижной морской службы;
- наименование и ИМО номер судовладельца и оператора судна;
- основные характеристики судна (год постройки, валовая вместимость, длина наибольшая, ширина наибольшая, осадка носом и кормой);
- тип и количество груза;
- информация о балласте (количество и район приема балласта);
- для танкера при следовании под погрузку - количество балласта, наименование предыдущего перевезенного груза;
- наличие (количество и тип) опасных грузов;
- количество пассажиров на борту;
- количество членов экипажа судна и их гражданство;
- ожидаемые дата и время захода в морской порт;
- планируемые операции в морском порту:
- тип и количество выгружаемого и загружаемого груза в морском порту захода;
- необходимое количество требуемого пополнения судовых запасов и их наименование;
- необходимое количество требующих сдачи отходов и их наименование;
- планируемая смена членов экипажа судна;
- наличие действительного Международного свидетельства об охране судна или Временного международного свидетельства об охране судна;
- сведения об уровне охраны или уровне безопасности судна в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС);
- наименование последнего порта выхода судна;
- наименование следующего порта захода судна;
- ожидаемые дата и время выхода судна из морского порта;
- требуемое обеспечение безопасного плавания и стоянки судна в морском порту (буксиры, лоцман и т.п.);
- информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на борту судна;
- информация о неисправности судовых грузовых устройств (механизмов) при наличии, а также о любых серьезных несоответствиях судна международным требованиям в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов, транспортной безопасности.
Правила стоянки судов в морских портах и на подходах к ним
Стоянка на рейде
Стоянка судов на рейде осуществляется на внешних и внутренних рейдах морского порта в районах якорных стоянок.
Постановка судна на якорь или перемена места стоянки судна осуществляется на основании графика расстановки судов в морском порту, утверждаемого капитаном морского порта.
Не допускается оставлять на якоре без обеспечивающих буксиров несамоходные плавучие средства.
Спуск на воду катеров и шлюпок с судна допускается только с разрешения капитана морского порта (за исключения случаев оказания помощи утопающим и выполнения аварийно-спасательных работ).
Стоянка на рейдах судов с неисправными якорными устройствами и главными двигателями допускается только при наличии соответствующего буксирного обеспечения и с разрешения капитана морского порта.
Если капитан судна считает, что место якорной стоянки небезопасно, то он должен известить об этом капитана морского порта или СУДС.
Стояночная сигнализация на судне
Подъем на судах и других плавучих объектах огней, которые могут быть приняты за навигационные огни, не допускается.
В темное время суток на судне, стоящем на якоре, включается штатное наружное освещение.
Судно, стоящее на рейде с заведенными с кормы якорями, кроме огней и знаков, предусмотренных МППСС, несет:
- в темное время суток белый огонь,
- в светлое время суток - красный флаг, спущенные с кормы у якорной цепи на половину высоты борта.
Стоянка у причала
Подготовка причальных сооружений
Капитан морского порта до начала швартовки предоставляет капитану судна информацию о состоянии причала, размерах свободных подходов, о глубинах на подходах к причалу и вдоль него.
Подготовка причальных сооружений (причалов) к швартовке и отшвартовке судов обеспечивается оператором причального сооружения (причала):
- обеспечивается достаточная свободная длина причала для швартовки судна;
- причал освобождается от грузов, оборудования и других предметов, мешающих нормальной швартовке (отшвартовке);
- прекращаются работы и движение всех видов транспорта в зоне швартовки;
- в темное время суток обеспечивается освещение причала.
Местонахождение форштевня для швартовки судна указывается:
- в светлое время суток - красным флажком;
- в темное время суток - красным огнем.
При подготовке выносных причальных устройств (далее - ВПУ) капитан судна и оператор ВПУ согласовывают план проведения швартовых операций.
Швартовые и грузовые операции:
- швартовка судов - маневрирование судов для постановки к причальному устройству (причалу), плавучему причалу, другому гидротехническому сооружению, другому судну,
- отшвартовка судов - маневрирование судов для отхода от причального устройства (причала), плавучего причала, другого гидротехнического сооружения, другого судна,
- перешвартовка судов - перемещение судов, при котором происходит смена причального устройства (причала),
- перетяжка судов - перемещение судов в пределах одного причального устройства (причала),
- погрузка, разгрузка.
При швартовке судна к борту судна, стоящего у причала, судно, стоящее у причала силами своего экипажа обеспечивает кранцевую защиту своего борта и прием швартовых концов, подаваемых на судно.
Прием береговых швартовых концов осуществляют швартовщики оператора причала.
Швартовые и грузовые операции в морском порту производятся с учетом ветро-волнового режима.
Наставления по швартовным и грузовым операциям в море судов рыбопромыслового флота Российской Федерации
Стоянка у причала
Стоянка судов у причальных устройств (причалов) осуществляется в соответствии с графиком расстановки судов в морском порту, утверждаемым капитаном морского порта.
- Суда при стоянке у причального устройства (причала) должны быть надежно ошвартованы во избежание перемещения под воздействием ветра, течения или волнения.
- Вдоль причала, интервал между судами вдоль причала должен быть не менее 10 метров.
- Допустимое количество судов, стоящих у причала борт к борту (лагом), определяется капитаном морского порта.
- Стоянка двух судов, ошвартованных друг к другу, если хотя бы одно из них имеет на борту взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы, за исключением периода проведения грузовых или бункеровочных операций между этими судами, не допускается.
Постановка судов и портовых плавучих средств к пожарным причалам и пирсам не допускается.
Подход и швартовка судов и иных плавсредств к нефтеналивному судну во время проведения на нем операций по сливу-наливу нефти и нефтепродуктов не допускается. Во время проведения швартовых операций все операции по сливу-наливу нефти и нефтепродуктов на нефтеналивном судне должны быть прекращены.
- После окончания швартовки судна его якоря должны находиться в клюзах, якорные цепи зажаты винтовыми стопорами, за исключением случая швартовки с отдачей якоря.
- Трапы, поданные с судна на причал, должны быть оборудованы поручнями или леерами. В районе трапа должен находиться спасательный круг с линем длиной не менее 30 метров.
- Под трапом должна быть натянута предохранительная сетка, исключающая возможность падения людей в воду. В темное время суток трапы должны быть освещены.
- В темное время суток на судне, стоящем у причала, должно быть включено наружное освещение, а на баке и корме судна выставлены огни, обозначающие оконечности судна.
- Реи у парусного или парусно-моторного судна должны быть обрасоплены.
- На судне, стоящем у причала, выставляется вахтенный у трапа. Вахтенный у трапа обязан знать номера телефонов капитана морского порта, оператора морского терминала, пожарной и медицинской служб морского порта и других должностных лиц и организаций, взаимодействующих с судном в нештатных ситуациях и в случаях противоправных действий по отношению к судну и его экипажу.
Танкер или бункеровщик с грузом жидкого топлива, если его грузовые танки не очищены от остатков груза и не дегазированы, кроме огней, упомянутых выше, в темное время суток несет на наиболее видном месте один красный огонь, видимый по всему горизонту, с дальностью видимости не менее трех морских миль, а днем - флаг B (Браво) в соответствии с международным сводом сигналов.
Работы и грузовые операции
- Судно, стоящее у причала, может держать выставленными за борт грузовые краны, стрелы, трапы, шлюп-балки и шлюпки, приспущенные до воды в связи с проведением погрузочно-разгрузочных работ либо с разрешения капитана морского порта.
- Судовые работы, связанные с выводом из строя главных двигателей, рулевого, якорного и швартового устройств, а также работы за бортом со шлюпок или других плавучих средств выполняются с разрешения капитана морского порта.
- Во время грузовых операций крен судна не должен превышать пяти градусов.
Смена места стоянки
Смена места стоянки судна осуществляется после уведомления капитана судна оператором морского терминала не менее чем за 2 часа до перемены места стоянки судна.
Если судно, меняющее место стоянки, ставится лагом к борту другого судна, стоящего у причала, то последнее предупреждается об этом не менее чем за один час до начала перестановки.
Перестановка судна от одного причала к другому или отвод его от причала на рейд допускается только при наличии на судне капитана судна или старшего помощника и старшего механика или второго механика.
В случае предстоящей перетяжки судна вдоль причала швартовы, заведенные на него с другого судна, отдаются только после уведомления об этом вахтенного помощника капитана другого судна.
Штормовое предупреждение
При получении штормового предупреждения капитан морского порта принимает меры по обеспечению безопасности плавания (стоянки) судов в морском порту и дает капитанам судов, СУДС, операторам морских терминалов, владельцам причальных устройств (причалов) и другим лицам и организациям, осуществляющим деятельность в морском порту, указания о проведении необходимых мероприятий по обеспечению безопасности оставшихся в морском порту судов и плавучих объектов.
Любое технически исправное судно, не имеющее погодных ограничений, по требованию капитана морского порта должно на время шторма покинуть морской порт.
Длительная стоянка
Длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузоразгрузочных операций и/или оказания судну услуг по его обслуживанию (далее - длительная стоянка), осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна, в которой указываются:
- ИМО номер судна;
- название судна;
- размерения судна;
- принадлежность судна государству флага, порт регистрации судна;
- место и время предполагаемой длительной стоянки в морском порту;
- состав стояночного экипажа;
- порядок несения вахтенной службы;
- ИМО номер, наименование и адрес судовладельца;
- контактные данные лица, ответственного за безопасную длительную стоянку судна.
Суда, находящиеся в морском порту на длительной стоянке, должны иметь планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки, утвержденные судовладельцем и согласованные с капитаном морского порта.
Перед постановкой наливного судна на длительную стоянку выполняется полная зачистка и дегазация танков и насосных отделений.
Запасы жидкого топлива на судне, находящемся на длительной стоянке, могут быть оставлены только с разрешения капитана морского порта.
Во время длительной стоянки суда обеспечиваются связью с капитаном морского порта.
Правила обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений
В морском порту осуществляется охрана портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений в зависимости от уровня охраны в соответствии с Кодексом ОСПС.
Для обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений в морском порту:
- не допускается швартовка судов к сооружениям, на которых отбойные устройства не оборудованы или повреждены;
- не допускается швартовка судов за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки;
- не допускается швартовка к причалам судов с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, установленные для причала.
- не допускается швартовка судов к волнозащитным и берегоукрепительным сооружениям, за исключением случаев, если конструкция этих сооружений допускает подход и стоянку судов и сооружения имеют швартовые и отбойные приспособления.
Капитан судна, повредившего гидротехническое сооружение, немедленно сообщает об этом капитану морского порта.
Сохранность и безопасность причалов:
- Швартовые и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам.
- Фактический запас свободной длины причала при швартовке судна должен обеспечивать безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу.
- Опускание аппарели накатных судов (типа Ро-Ро) на причал разрешается только в местах, специально для этого предназначенных и снабженных соответствующими надписями. Зоны укладки аппарели на причале должны быть четко обозначены.
Суда подъемно-отъемных работ (LoLo) используют кран для загрузки/разгрузки, и осуществляют контейнерные перевозки.
Суда Ро-Ро имеют встроенные или береговые аппарели, межпалубные пандусы, позволяющие эффективно перекатывать груз на борт и выкатывать его в месте назначения.
- Суда с носовым бульбом должны подходить к причалам с помощью буксиров. При касании причала корпусом судна соприкосновение бульба с причалом должно быть исключено.
В целях обеспечения безопасности и сохранности средств навигационного оборудования (СНО):
- Суда, кроме гидрографических судов, осуществляющих техническое обслуживание СНО, не должны подходить и швартоваться к плавучим маякам, буям и другим плавучим СНО.
- Без разрешения капитана морского порта в морском порту и на подходах к нему не допускается:
--- устанавливать и демонтировать СНО;
--- устанавливать огни в зоне действия светящих береговых и плавучих СНО;
--- складировать грузы в зоне действия опознавательных и портовых навигационных знаков;
--- возводить сооружения, которые могут ухудшить видимость СНО. - При обнаружении повреждения СНО или смещения их со штатного места необходимо сообщить об этом капитану морского порта.
Правила обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в морских портах
Экологическая безопасность
В целях обеспечения экологической безопасности суда, находящиеся на акватории морского порта или подходах к нему, не должны:
- сливать за борт судна сточные воды, за исключением случаев, установленных правилом 11 главы 3 Приложения IV к Международной конвенции МАРПОЛ, а также чистый балласт;
- выбрасывать за борт судна отходы любого рода;
- разводить открытый огонь и сжигать отходы любого рода на борту судна;
- осуществлять выброс с судна вредных веществ в атмосферу с нарушением установленных нормативов;
- производить работы по очистке и покраске корпусов судов, в том числе подводную очистку, без разрешения капитана морского порта;
- производить мойку трюмов, палуб и надстроек со сбросом воды за борт, если вода загрязнена нефтепродуктами или другими вредными веществами.
Суда должны немедленно сообщить капитану морского порта о случаях сброса любых вредных веществ на акватории морского порта и на подходах к нему как со своего судна, так и с любого другого судна, а также о замеченных загрязнениях.
Капитан судна, ошвартованного у причала, обязан принять меры, исключающие загрязнение водной поверхности, причала и дна, а также организовать постоянную очистку от снега и грязи мест в районах трапов.
На судне, ошвартованном у причала, отливные шпигаты охлаждающей воды закрываются щитами, а выводимый за борт отработанный пар направляется по добавочным трубам в воду. Щиты устанавливаются до подхода судна к причалу.
Твердые отсепарированные остатки нефти и нефтепродуктов, промасленная ветошь, мусор, мелкая тара, технические, пищевые и прочие бытовые отходы сдаются с судна на берег в специальной таре.
Нефтесодержащие воды, нефтяные остатки, сточные воды и иные загрязненные воды сдаются с судна на специализированные береговые приемные средства.
Не допускается сбрасывать с причальных устройств (причалов) любые производственные и бытовые отходы, загрязненный снег.
Не допускается постановка к причалам, не предназначенным для перевалки нефти и нефтепродуктов, танкеров с грузом нефти и нефтепродуктов или в балласте с недегазированными танками.
Не допускается проводить сливоналивные операции судов при грозе и скорости ветра 15 метров в секунду и более; без установки боновых заграждений, приведения в готовность к применению средств борьбы с нефтеразливами и пожаротушения.
Санитарно-карантинный контроль
При отсутствии больных на борту судно, прибывшее в морской порт, обязано поднять флаг "Q" (в значении - мое судно не заражено, прошу предоставить мне свободную практику) в соответствии с международным сводом сигналов и держать его до окончания санитарно-карантинного контроля.
Санитарно-карантинный контроль судна предшествует всем видам контроля и надзора в морском порту и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До окончания санитарно-карантинного контроля судна и предоставления ему свободной практики никто, кроме должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль, не имеет права покидать судно.
Капитан судна, прибывающего из района с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой либо имеющий подозрение на наличие инфекционных больных на борту судна, при подходе к зоне действия СУДС сообщает СУДС об указанных обстоятельствах при передаче информации, предусмотренной пунктом 48 настоящих Общих правил.
Капитан судна при заходе в морской порт в случае, если на судне имеется больной либо о неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке на судне свидетельствуют иные обстоятельства, сообщает об этом капитану морского порта.
В случае, если осуществлялась лоцманская проводка такого судна, морской лоцман не должен покидать судно до выдачи органами, осуществляющими государственный санитарно-карантинный контроль, соответствующего разрешения.
Капитан морского порта при получении сведений о неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке на судне сообщает об этом органам, осуществляющим государственный санитарно-карантинный контроль.
Грызуны и другая живность
В случае обнаружения на борту судна грызунов судно подвергается дератизации независимо от наличия действующих документов об освобождении от дератизации.
На судах, стоящих у причалов, для предупреждения перехода крыс с судна на берег и обратно:
- швартовы защищаются противокрысиными щитами на весь период стоянки судна у причала;
- в темное время суток трапы приподнимаются над причалом и освещаются.
Выполнение маневров, связанных с прохождением судов относительно морских дноуглубительных судов при встречном плавании
При подходе судна к работающему дноуглубительному судну на расстояние десяти кабельтовых судно должно дать один продолжительный (4 - 6 секунд) звуковой сигнал, означающий запрос о возможности прохода.
С дноуглубительного судна, услышав продолжительный звуковой сигнал с подходящего судна, должны подтвердить сторону свободного прохода или занятости его звуковыми сигналами:
- один продолжительный звук - "Идти вправо по ходу";
- два продолжительных звука - "Идти влево по ходу";
- три продолжительных звука - "Проход закрыт, остановитесь".
Судно, получив с дноуглубительного судна ответный звуковой сигнал, в зависимости от его значения либо проходит мимо дноуглубительного судна на самом малом ходу, держась от него на возможно большем расстоянии, либо ожидает освобождения прохода.
Дноуглубительное судно должно заблаговременно обеспечить безопасный проход подходящему судну.
Не допускается подход к дноуглубительному судну и отход от него грунтоотвозных судов, буксиров, катеров и других судов во время прохода другого судна мимо дноуглубительного судна.
Не допускается нахождение у борта дноуглубительного судна со стороны свободного прохода одновременно двух грунтоотвозных судов.
Суда, проходящие мимо дноуглубительных судов, не должны обгонять друг друга, тащить за собой по грунту тросы, цепи и другие предметы, а также держать якоря приспущенными.
При одновременном подходе к дноуглубительному судну двух судов, идущих противоположными курсами, капитаны судов и капитан дноуглубительного судна должны руководствоваться общепринятым правилом: первым проходит судно, идущее вниз по течению, выходящее из морского порта или следующее по фарватеру в сторону выхода из морского порта.
Дноуглубительное судно, не занятое работой, не должно находиться на фарватере, где маневрирование судов затруднительно.
Огни и знаки дноуглубительного судна, занятого выполнение работ
Дноуглубительное судно, работающее на фарватере, а также в других местах на пути следования судов, на все время проведения дноуглубительных работ до их начала выставляет огни и знаки, предписанные правилом 27 (d) МППСС-72. Для прохода другого судна дноуглубительное судно дополнительно выставляет следующие огни и знаки, расположенные по вертикали:
- для указания стороны, на которой существует препятствие, в темное время суток (от захода до восхода солнца) - два красных круговых огня, в светлое время суток - два шара;
- для указания стороны, с которой может пройти другое судно, в темное время суток - два зеленых круговых огня, в светлое время суток - два ромба.
- Огни должны быть видимы на расстоянии не менее трех морских миль.
Огни и знаки для определения стороны прохода, поднимаемые дноуглубительным судном, в соответствии с пунктом 161 настоящих Общих правил указывают, что дноуглубительное судно предполагает проход судов с того или иного борта.
Если безопасный проход судна мимо работающего дноуглубительного судна невозможен, то на обоих бортах дноуглубительного судна должны быть подняты по вертикали огни и знаки: в темное время суток - два красных круговых огня, в светлое время суток - два черных шара.
Расположение сигналов, поднятых на дноуглубительном судне, должно соответствовать направлению оси фарватера вне зависимости от положения (курса) дноуглубительного судна.
Вертикальное расстояние между знаками должно быть не менее полутора метров, а между огнями - не менее двух метров.
В темное время суток на носу и на корме грунтоотвозных судов, стоящих у бортов дноуглубительного судна, должно быть поднято по одному белому огню, которые должны быть видны по всему горизонту с расстояния не менее трех морских миль.
В темное время суток на плотиках, поддерживающих становые цепи, а также на понтонах, водомерных рейках и на других приспособлениях для дноуглубительных работ, установленных на фарватерах, должны быть подняты белые огни, дальность видимости которых не менее трех морских миль. Днем на указанных предметах для предостережения проходящих судов поднимаются красные флаги.
Дноуглубительное судно, производящее дноуглубительные работы при ограниченной видимости, подает сигналы в соответствии с правилом 35 (g) МППСС-72 для судов, стоящих на якоре, а для предупреждения приближающихся судов о своем местонахождении и о возможности столкновения дополнительно подает один короткий, один продолжительный и один короткий звуковые сигналы.
Дноуглубительное судно, прекратившее дноуглубительные работы, спускает огни и знаки, предусмотренные настоящими Общими правилами для работающих дноуглубительных судов, и руководствуется общими правилами, установленными для всех судов.
Правила ледокольной проводки судов
В замерзающих морских портах в целях обеспечения навигационной доступности морского порта и обеспечения безопасности мореплавания в условиях льдообразования в морских портах и на подходах к ним осуществляется ледокольная проводка судов.
При необходимости ледокольного обеспечения дополнительно к предварительной информации о заходе судна в морской порт, предусмотренной Общими правилами, капитан судна сообщает капитану морского порта:
- водоизмещение судна;
- тип и мощность главного двигателя (главных двигателей) судна;
- ледовый класс (наличие и категория ледовых усилений);
- особенности технического состояния судна, влияющие на его проводку во льдах;
- материал гребного винта;
- наличие на судне топлива, воды, продовольствия и их суточный расход.
Начало и окончание периода ледокольной проводки судов, ограничения для судов по режиму ледового плавания (ледовый класс, мощность силовой энергетической установки, возраст) на акватории морского порта и на подходах к нему устанавливаются капитаном морского порта.
В период ледокольной проводки подход судов к причалам или местам постановки на рейде в морском порту, а также отход судов от причалов или мест постановки судов на рейде в морском порту осуществляется путем ледокольной проводки судов от кромки льда до подхода судов к месту постановки на якорь или причалу и обратно.
В период ледокольной проводки капитан морского порта сообщает капитанам судов о ледовой обстановке в морском порту и на подходах к морскому порту, объявляет типы судов (в соответствии с ограничениями по режиму ледового плавания), освобожденных от ледокольной проводки и допущенных к ней, а при получении заявки на ледокольную проводку сообщает координаты начала и очередность ледокольной проводки судна.
Судно, подлежащее ледокольной проводке:
- Должно иметь ледовый класс, присвоенный органами классификации судов.
- На судне должен находиться достаточный для перехода запас аварийного снабжения в соответствии с установленными нормами, судовые водоотливные средства должны быть исправны, судно должно иметь исправную приемопередающую радиоустановку.
- При невыполнении этих условий капитан морского порта вправе отказать судну в ледокольной проводке.
Суда, идущие за ледоколом, должны соблюдать свое место в караване и заданную дистанцию, установленные капитаном ледокола. Суда должны быть готовы дать немедленно полный ход назад. Если судно начинает двигаться назад, руль должен находиться в положении "Прямо".
Судно, идущее во льду на буксире ледокола, не должно давать ход вперед без указания капитана ледокола. Судно должно быть постоянно готовым отдать буксир по указанию капитана ледокола, а также дать полный ход назад.
Время и порядок следования судов через лед, а равно и число проводимых одновременно судов определяются капитаном морского порта по согласованию с капитаном ледокола.
Очередность ледокольной проводки устанавливается в соответствии с Общими правил.
Т.е. на основании утвержденного капитаном морского порта графика движения и расстановки судов.
Капитан судна, следующего во льду за ледоколом, подчиняется указаниям капитана ледокола, относящимся к движению во льду, и действует в соответствии с ними.
Суда, следующие за ледоколом во льду:
- руководствуются сигналами, установленными настоящими Общими правилами, подаваемыми звуковыми средствами или по радиосвязи.
- Любой сигнал, поданный ледоколом или другим судном, дублируется каждым позади идущим судном последовательно начиная с судна, ближайшего к ледоколу или к судну, подавшему сигнал.
- Указания ледокола, переданные с помощью этих сигналов, выполняются судами немедленно.
В случае аварийной ситуации и при необходимости срочно изменить режим движения идущих в караване судов переданные по радио команды "Уменьшите ход", "Немедленно остановите судно" и "Мои машины работают на задний ход" обязательно дублируются соответствующими звуковыми сигналами.
Сигналы и знаки, используемые при ледокольной проводке судов
Международные сигналы, употребляемые для связи между ледоколом и проводимыми им судами, указаны в приложении к Общим правилам.
Сигнал K "Кило" (тире, точка, тире), передаваемый звуковыми или световыми средствами, может быть использован ледоколом для напоминания судам об их обязанности вести непрерывное наблюдение за радиосигналами.
Использование предписанных Общими правилами сигналов для связи между ледоколом и проводимым им судном не освобождает эти суда от выполнения требований МППСС-72.
Сигнал "точка, точка, тире, точка, точка", переданный с ледокола, означает: "Прекратите продвижение вперед" и дается только судну, находящемуся в ледовом канале впереди ледокола и приближающемуся или удаляющемуся от него. Этот же сигнал, переданный с судна на ледокол, означает: "Я прекратил движение вперед". Указанный сигнал не должен передаваться по радио.
Однобуквенные сигналы, если ими обмениваются ледокол и проводимые суда, имеют только те значения, которые указаны в приложении к Общим правилам, и должны передаваться только с помощью звуковой и визуальной сигнализации или по радио, кроме указанных в приложении однобуквенных сигналов, при ледовой проводке дополнительно могут применяться и двухбуквенные сигналы:
- WM "Уйски Майк" - ледокольная проводка сейчас начнется, используйте специальные сигналы для связи между ледоколами и проводимыми судами и ведите непрерывное наблюдение за звуковыми, зрительными и радиосигналами;
- WO "Уйски Оскар" - ледокольная проводка окончена, следуйте по назначению.
Дополнительные сигналы, используемые при проведении ледовых операций судами, указаны в приложении к Общим правилам.
Сигналы о приливах, об отливах и уровнях воды
Сигналы о приливах, отливах и уровнях воды (приложение N 7 к Общим правилам) используются с целью информирования судов на акватории морского порта.
Сигналы об ожидаемых штормах и сильных ветрах
Сигналы об ожидаемых штормах и сильных ветрах (приложение N 8 к Общим правилам) используются с целью информирования судов на акватории морского порта.
#ГИМС #парус #яхтинг #экзамен #самообучение #права гимс #gims #море