Ограничениями США и ЕС стреляют в свою ногу
«Адские» санкции, которые для России давно готовили коллективный Запад и США, стали реальностью. Объявив их, инициаторы потирали руки — сбылась давняя мечта задушить нашу экономику. Но всё оказалось не так радужно, как они предполагали: антироссийские санкции быстро отрикошетили на всю мировую экономику.
Большие надежды авторы «адских» санкций возлагали на запрет импорта энергоносителей от крупнейшего в мире экспортёра газа и нефти, полагая, что это сильно ударит по бюджету России. Удар действительно болезненный, но... Как только было озвучено это решение, цены на нефть и газ стремительно взлетели. Это нам на руку — продаём гораздо дороже, чем планировали: бюджет пополняется, причём валютой. А в условиях заморозки российских резервов валютная экспортная выручка очень важна, так как позволяет приобретать импортные товары. США изо всех сил старались убедить Евросоюз отказаться от российских энергоносителей. Но практичные европейцы быстро сообразили: воинственная риторика — одно, а кошелёк — совсем другое. К примеру, депутат парламента Франции, кандидат в президенты республики Марин Ле Пен в эфире телеканала «France-2» так прокомментировала предложения о введении эмбарго на поставки нефти: «Попытка с помощью собственного харакири нанести ущерб России — плохой способ. В этом случае наша экономика рискует умереть первой, и, похоже, что мы к этому сегодня стремимся».
Европа не может позволить себе сейчас отказаться от поставок энергоносителей из России, заявил и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Министр энергетики Германии Петер Альтмайер отметил: в случае ограничения импорта ЕС ждёт тяжёлая рецессия. Его словацкий коллега Рихард Сулик акцентировал внимание, что уже само обсуждение потенциальных санкций в энергетике против России привело к стремительному росту стоимости энергии в Евросоюзе, который ударит по простым потребителям. «Против кого направлены эти санкции? Против России или Европы?» — задаются вопросом жители Старого Света. В итоге Евросоюз, что называется, переобулся на ходу и заявил, что не планирует вводить запрет на импорт российских нефти и газа, несмотря на настойчивые рекомендации «старшего брата». США решились на этот шаг и сейчас пытаются успокоить своих граждан, недовольных повышением цен на топливо. Дескать, это ваша посильная лепта в борьбе с Путиным. Так же ведёт себя и правительство Великобритании.
Насколько готовы санкционеры потуже затянуть пояса, посмотрим. По мнению экспертов, скачок цен на топливо — цветочки, дальше будет рост цен на коммунальные услуги (из-за дороговизны электричества), на продукты, инфляция и т. д. Да ещё придётся заботиться о беженцах с Украины. Это новые незапланированные расходы европейского бюджета. А он уже не будет пополняться за счёт российских туристов, которые, по оценке самих же жителей Европы, оставляли в ресторанах и магазинах «вагоны денег». Теперь россияне будут тратить их в Дубае, Гонконге, Сингапуре, Армении… Швейцарцу или французу от этого легче?
Будет ли Европа с хлебом?
Этот вопрос отнюдь не риторический. Как известно, Россия и Украина входят в тройку мировых поставщиков пшеницы. Аналитики заметили: её стоимость уже подбирается к историческому максимуму. Значительно выросли в цене кукуруза и ячмень. Европейцы в панике сметают с прилавков подсолнечное масло, понимая, что его поставки будут ограничены. Также эксперты прогнозируют, что санкции против белорусских производителей калия, которые вместе с российскими занимают около 40% мирового рынка, негативно скажутся на европейском урожае этого года, что больно отразится на продуктовой безопасности объединённой Европы.
К слову, наша страна экспортирует все виды удобрений. Большую долю занимают калийные. Интересный нюанс: производство азотных удобрений полностью «завязано» на природном газе. Поэтому их стоимость, естественно, зависит от цены на голубое топливо: для производства тонны аммиака необходима тысяча кубометров газа. Готовы ли европейские фермеры покупать удобрения в пять раз дороже, а обыватели — сильно подорожавшие продукты? Вряд ли. Но их никто не спрашивает.
Не думали авторы «адских» санкций, что мировая экономика может остаться и без никеля, поскольку именно Россия — один из крупнейших мировых поставщиков этого металла. К тому же из-за приостановки поставок «нержавейки» остановятся десятки тысяч заводов во всём мире. США — не исключение. Кстати, цены на металл за последние дни выросли в 2,5 раза. Резко подскочила на рынке металлов и стоимость палладия — Россия контролирует до 50% рынка этого сырья, чрезвычайно важного в производстве электроники. На четверть вырос титан. От его поставок из России на 1/3 зависит «Boeing», на 2/3 — «Airbus». Так что отсидеться в сторонке, наблюдая ожидаемую стагнацию нашей экономики, не получится ни у кого.
Полёты станут дольше, авиабилеты — дороже
Замахнулся Евросоюз и на авиационную отрасль РФ: она под сильнейшим санкционным давлением. Сначала нам объявили о полном прекращении авиасообщения с Евросоюзом: запрещены взлёт, пролёт и посадка всех самолётов с российской регистрацией и российскими владельцами, в том числе бизнес-джетов. Наш ответ — запрет рейсов в Россию авиакомпаний присоединившихся к санкциям стран или полётов через территорию. Это касается и транзитных рейсов. По мнению экспертов, болезненный удар по европейским авиаперевозчикам. Между Европой и Азией по воздушному маршруту идёт большой поток — пассажирский и грузовой. Самый короткий воздушный путь пролегает через нашу страну. Это были десятки рейсов в сутки на широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётах с большим количеством пассажиров и высокой стоимостью авиабилетов. Теперь авиакомпании санкционеров, чтобы добраться в Азию, вынуждены облетать необъятные просторы России. Понятно, что это увеличит продолжительность полёта и цену авиабилета, в стоимость которого будут включены и растущие расходы на топливо. Думается, тоже нелёгкое бремя для европейского обывателя.
Из-за санкций Запада эксперты, к сожалению, прогнозируют трудные времена для отечественной авиаиндустрии. А всё потому, что когда-то некоторые чиновники стремились к международной кооперации и разделению труда во всех сферах. В гражданском авиастроении это привело к тому, что практически все отечественные самолёты вывели из эксплуатации, а небо над Россией «захватили» американский «Boeing» и европейский «Airbus». И сейчас зарубежные лизингодатели, которым принадлежит большая часть самолётов, отзывают свои воздушные суда. Для оставшихся в российской собственности самолётов западного производства прекращены поставки запчастей. Производители западных лайнеров останавливают их обслуживание на территории страны. Это, по оценке экспертов, может парализовать российскую авиаиндустрию. У нас, конечно, есть лайнеры «Суперджет» и МС-21. Но и они сильно зависят от американских и европейских производителей комплектующих. О быстром импортозамещении в этом случае говорить не приходится. Но санкционный бумеранг прилетит и к зарубежным авиакомпаниям. Во-первых, они теряют долларовые доходы от лизинга, если России придётся вернуть самолёты. А могут лишиться и самих воздушных судов, если наше правительство в качестве ответных мер решит оставить их у себя — на войне как на войне. Если уж все играют без правил, зачем нам держать лицо? А стоимость одного самолёта — в пределах 100 млн долларов. При этом эксперты предупреждают: если России придётся вернуть лайнеры лизингодателям, может рухнуть весь мировой рынок самолётов. Дело в том, что во время пандемии мало кто приобретал самолёты с конвейера. А тут «с неба упадёт» огромное количество относительно новых машин, которые можно будет купить за полцены. Обрушение цен на лайнеры на вторичном рынке неизбежно повлечёт за собой обвал и сокращение производства новых «Airbus» и «Boeing». Так что корпорациям не избежать сокращения производства и увольнения персонала.
Да, цивилизованные европейцы и ушлые американцы, вы хотели сделать нам больно? Что ж, вам это удалось. Только вы не рассчитали, что и вам будет больно, очень больно. Мы-то привыкли выживать в экстренных ситуациях. Нашим предкам не раз приходилось возрождать страну из пепла. Справимся и на этот раз. А сможете ли вы выдержать ответный удар? Надолго ли вас хватит?
Елена ШАСТУН