Найти тему
Книги Теймерит

Еще одна Маргарита, еще одно волшебное кольцо, еще один злобный черный маг. Но это не всё, тут влюбленный поющий алхимик есть.

Елена Хорватова. Наследница чародеев. Мария черная,  магия белая. Роман, 2007г. Изображение из сети Интернет.
Елена Хорватова. Наследница чародеев. Мария черная, магия белая. Роман, 2007г. Изображение из сети Интернет.

Если Вам 13-14 лет, и Вы лучше разбираетесь в жизни, чем старухи 25 лет, много сериалов повидали, да и почитали кой-чего, то однозначно, этот легкий роман для Вас. И никакие отзывы и рецензии читать Вам не нужно.

Всем, кому чуть больше 13-ти, можно заглянуть сюда. Расскажу, как "Наследница чародеев" читалась у меня.

* * *

Аннотация нам обещает следующее:

Веками продолжалась жизнь злобного черного колдуна. Менял он страны, имена, совершенствовался в чародействе, высасывал энергию из своих жертв, наращивая и без того чудовищную силу… И вот в наше время заносит его в Россию, куда вели следы древнего магического кольца, давно утраченного европейскими колдунами. Здесь некая бабушка-ведунья передает это кольцо своей внучке. У молодой, неопытной в магии новой владелицы артефакта нет шансов победить в жестокой борьбе с мессиром. Но ей помогают друзья: врачиха из поликлиники, считавшаяся в Шумерском царстве богиней целительства; прапорщица ВДВ - воинственная валькирия; скромный старичок - цверг; художница - лимнада, кикимора болотная. Готов к битве и гитарист-виртуоз - романтический рыцарь из волшебных кругов Европы. А может, и живущий по понятиям Соловушка-разбойник не допустит беспредела на своей земле?..

Вот такое, судя по аннотации, девичье чтение. Прям совсем. Ромфант будто бы?... Да нет. В начале у героини разбивается сердце, недостойный избранник испаряется, и стоящая любовная линия появляется под конец и переползает в следующий том (о да, это серия....), но книга девичья. Важно другое - перед главной героиней раскрываются одна головокружительная возможность за другой, и вся ее обязанность: освоить предоставляемые судьбой и романом ресурсы и превратиться в феерически прекрасное и могущественное существо. Все подготовленные силы зла против такого расклада устоять не смогут, как бы не пытались.

Это правда, что труднее всего оценивать книги, которые однозначно нельзя посчитать хорошими, но и плохими никак не назовешь. В них есть явные достоинства, но чертова дюжина недостатков и неприятных авторских фишек, которые по замыслу автора должны бы забавлять, а на деле, при прочтении только раздражают. Вроде бы и остроумно временами, а порой такая чушь, что даже неловко.

Чувствуется, что автор - интересная личность, а не безнадежный графоман, но душа-то над текстом бабочкой не порхает...

Книжка у Елены Хорватовой, несмотря на все магические перипетии, опасность для центральных персонажей, столкновение со смертью и присутствие исключительно взрослых героев, вышла... детская-предетская. Для юных особ, умудренных сериалами, лет этак 13-14.

Вот как Вам такое оливье - и шумеры, и валькирия, и цверг, и лимнада (нимфа болота) и Соловей-разбойник. Да, "too mach... ". Слишком тут всего.

И магия разных цветов и качеств с доставкой на дом. Не хотите ли омолодиться, и в 27 выглядеть на 20... Победить соперницу с бывшим мужем заодно? Так нет ничего проще! И одеваться будете лучше. Похорошеете, и неприступные сердца будете брать "только лишь силой характера". И наследницей знаменитого и древнего рода окажетесь. Все Маргариты только так судьбой и отмечены...

- ...А я говорю тебе о Хироне. Тебе знакомо это имя?
- Честно говоря, нет.
- Печально слышать. А ведь в свое время он был весьма популярной личностью. Кстати Хирон сводный брат Зевса, правда незаконнорожденный...
Брат Зевса?! Так вот от кого Маргарите надо считать свою родословную! С ума сойти можно.

Когда автор пишет о библиотеке - зачитаешься. Все прекрасно. А когда вступают силы зла, нанявшие бандитов... это как казацкая песня в исполнении Филиппа Киркорова во времена детства. Громко, бодро и ужасно недостоверно: "Э-ма-а-а-а! Лето не зима...".

Так же режет слух дворовая брань и бьет в глаз блатной жаргон, о которых автор, в миру сотрудник учреждения министерства культуры, совершенно без понятия, только по произведениям массовой культуры. То, что настоящего прапорщика/прапорщицу и молодых людей бандитского вида автор "Наследницы чародеев..." видала исключительно по вечерам в телевизоре, в сериалах "Улицы разбитых фонарей", "Ментовские войны" и пр. - понятно. Да только зачем они в романе "Наследница чародеев..."?!

Почему собственная жизнь и героине, и автору, который ведет её по страницам, кажется настолько неполной и "вегетарианской", что для яркой картины обязательно нужно добавить "крутых молодых людей"?

Так что аннотационный "беспредел на своей земле" в романе присутствует так, в теории.

Наподобие как ругань Раисы Захаровны из фильма "Любовь и голуби", цитирую:

Слово "козел" Вовану не понравилось, и на его физиономии отразилось шевеление тяжелых, как булыганы мыслей: то ли поднять на Чику голос и посоветовать засунуть звякало в курятник....

В общем, в одних аспектах текст избыточен, в других - ему много не хватает.

У Елены Хорватовой по тексту видна та же "болезнь", что и у писателя Алексея Ракитина в фантастическом романе "Дети Сатурна": чем больше свободы для фантазии, тем хуже книги. У одного казаки в космосе, у другой - ведьмы с шумерами дружат, и с алхимиками 800 лет от роду романы крутят. Не катит. Хотя у Толкина и гномы, и эльфы, и маги, и люди ..А вот нет.

Почему читаю? ... Язык у автора хороший. Примеры - вот, из самого начала:

Время давно перевалило за полночь, и лишь редкие окна домов на продуваемом всеми ветрами Ленинградском шоссе продолжали светиться. Ночная жизнь Москвы ощущалась здесь не так явно, как в центре, где-нибудь на вечно не спящей Тверской, в сторону которой убегали по асфальтовой полосе одинокие автомобили. Но и на окраине спали еще не все жители стоящего на отшибе микрорайона. Кто-то гулял с собакой, кто-то возвращался со свидания, кто-то торопился в ночной магазин (потому что как всегда неожиданно кончился хлеб, а хотелось бы приготовить к позднему футбольному матчу бутерброды под пивко)…Никто из этих людей, занятых своими повседневными делами, конечно же не следил за тем...

Ну хорошо же. Один абзац - и вы в мегаполисе, в недреманом в центре, и засыпающем по краю.

А вот еще, прогулка одного из героев по Москве:

Пешеходный мост, закрытый стеклянным куполом, играл на солнце всеми своими гранями, вдалеке плыл над рекой шпиль университета, а с другой стороны, за Бородинским мостом, отливал рафинадными боками Белый дом. Если бы не две безобразные трубы, торчащие на Бережковской набережной, открывавшаяся панорама была бы просто замечательной…

Ну хорошо, спору нет. И сравните с Вованом со звякалом в курятнике. Ага.

А вот главная героиня выходит на сцену:

....и что же дальше? Маргарите двадцать восемь лет, уже и тридцатник не за горами. Возраст вполне зрелый – а чего она добилась? Одинокая женщина, если не сказать «брошенная», ни семьи, ни ребенка, ни близких, ни престижной работы, ни интересного дела…И что ее ждет? Будет теперь возвращаться вечерами в пустую квартиру, чтобы посмотреть очередной дурацкий сериал или почитать библиотечную книгу о жгучей латиноамериканской любви. А ее единственным верным другом станет холодильник, услужливо предлагающий то бутербродик; то пирожное и нашептывающий, что никому не нужной одинокой женщине хорошая фигура вовсе ни к чему и глупо отказываться от последних мелких радостей в этой унылой жизни.

И это хорошо и легко...

Язык хорош, особенно там, где автор пишет, не особо фантазируя.

Проблема романа еще и в том сто опытные кулинары называют "эффект помойки" - он встречается у начинающих поваров. А заключается в том, что новичок стремится добавить в блюдо, которое он готовит, все пряности, что есть в его распоряжении - немного вон того, чуточку сего, немножко такого, крошечку этакого, капельку сякого, еще чуточку этого ... и вот, готово - выходит ужасная гадость. Тут до гадости не дошло, но перегруз есть.

Как книга попала мне в руки? Да блог у автора хорош. И кулинария, и Москва, и исторические зарисовки... Вот и подумалось, а дай, гляну в книжку. А тут... И Маргарита, и кольцо.

Но не все так неудачно, как с Хиронами да тысячелетними без малого, возлюбленными еще одной литературной Маргариты; текст "Наследницы чародеев...." зайдет под плохое, малодушное, дождливо-плаксивое осеннее настроение - как бывает, когда чувствуешь себя всеми недооцененной, забытой и обманутой библиотекаршей...

Когда у души нет сил трудиться. И лениться сил почти тоже нет. Заряжает легкой волной необоснованного оптимизма... Если не перебрать. И на том огромное мерси.