Рассказывает эксперт в области социальной инженерии Михаил Канавцев: «Санта-Барбара», «Богатые тоже плачут», «Рабыня Изаура»...
Виктор Байдаков: И «Просто Мария»...
Михаил Канавцев: И «Просто Мария» - это были новые шаблоны поведения. Задача была - дать максимально подробно через тысячи серий, транслирующихся по разным каналам, идею о том, как себя нужно вести. Потому что все, что мы смотрим, воспринимается как сознанием, так и бессознательным.
Если мы вспомним героев этих фильмов, то это яркие и "классные" люди, представители богатого сообщества. Это было не принято в Советском Союзе. И они каждый раз увлекают своим поведением, хочется быть такими, как они.
Получается, что кто-то "бедненький" хочет выйти туда, наверх. И это - самый базовый шаблон: "Стань богатым!". "Богатый - это круто". То есть нужно было сформировать новую модель социального поведения у людей.
Культ труда для советского человека начал заменяться культом золотого быка.
Михаил Канавцев: Как пример. Я как-то ездил в Индию, и индусы сами рассказывали, что где-то в 70-х годах, если приезжал человек из Советского Союза, то это был точно умный, точно здоровый, точно с горящими глазами человек. Это был точно человек, которого они сравнивали у себя с брахманом. А у них только брахманы обладают системным мышлением, могут говорить на разные темы содержательно, а каждый из "простых" индийцев у них, по западному шаблону,- специалист в узком направлении.
Так вот индийцы говорили, что русские советские люди были именно такие, с системным мышлением. А сейчас говорят, что те из русских, кто приезжает, их уже не отличишь от американцев.
То есть человек с системным мышлением - это то, что мы формировали в начале пятидесятых-шестидесятых. А уже с 80-х и начала 90-х - это уже человек номинальный.