Бывает, что хочется почитать что-то увлекательное, но не хочется слишком грузиться и скрипеть мозгами (хотя порой случается, что душа ищет чего-то мозголомного). И чтобы книга подошла под вредное настроение, ничего не усугубила ... и после вечера под лампой и "под лаской плюшевого пледа", силы и оптимизм возвратились хотя бы отчасти.
Решение одно - хороший детектив (девичьи детективы, те, что из раздела " Если вам немного за тридцать, и вы никому нигде не надобитесь, то вляпайтесь в детективную историю и заодно решите свои проблемы" . в числе более двух подряд не заходят. Мозг восстает, и после неделю демонстрирует все признаки информационного отравления).
А хороший исторический детектив в таком случае помогает. И тут важно все - и "детектив" и "исторический". Найти такое удачное сочетание та еще загадка. Но иногда ищущим и читающим везет. И они находят искомое.
Для меня такой удачей стал детектив Ольги и Алексея Ракитиных "Убийство на Знаменской".
Аннотация нам обещает следующее:
Сюжет романа основан на реальных событиях – убийстве в августе 1885 г. в самом центре столицы, в гостинце «Знаменская», неизвестного мужчины. Преступление без очевидного мотива, произошедшее при весьма загадочных обстоятельствах, стало широко известно и вызвало немалый переполох среди обывателей. Вместе с героями романа – частным сыщиком Шумиловым и чинами Сыскной полиции – читатель пройдет все зигзаги расследования, каждый шаг которого переворачивал картину случившегося с ног на голову
Показать цитату
Скажу сразу, что один из авторов дуэта мне знаком.
Книги Алексея Рактина, те, что документальные расследования, я читала с удовольствием. Они правда блестящие. Точные, строгие, последовательные. На страшные темы автор говорит по-деловому, не смакуя "саспенс-ужаспенс"(сейчас о маньяках не пишет только ленивый детективщик). Рактин выдает информацию с последовательностью и знанием ученого-практика. Логично, спокойно, грамотно. Без драматургии.
А вот фантастика у Алексея Ракитина монструозная (в принципе негодная). Замысел ничего, а исполнение - полный трешак, и герой, извините, просто придурок. С полномочиями. Вот отзыв на "Детей Сатурна". Богов у Сатурна, если верить Ракитину, не вышло.
А с детективом Алексея и Ольги Ракитиных просто повезло: в "Убийстве на Знаменской" полное и гармоничное сочетание необходимых плюсов: весомая детективная составляющая, логичность и четкость изложения расследования и чудесно сделанная "атмосферность".
И для читателя неожиданно и легко случается погружение в ту самую атмосферу Петербурга XIX века, которая ему кажется настоящей. И даже в деталях не противоречит всему тому, что об этом времени известно.
Сделано прекрасно, стилизация очень хорошая и трудоемкая: герои живут в том самом текущем моменте, одеваются, разговаривают, спешат по делам ... и понятно, что их сознание и мысли в их родном времени, когда Пушкин и Жюль Верн уже были, а Гагарин и Билл Гейтс - еще нет. Нет на страницах никаких несчастных "попаданцев", знающих, что атомная бомба, анализ ДНК и смарфон - реальны.
Перед читателем открывается та непарадная, повседневная Северная столица, которая сокрыта от него, живущего в настоящем времени. Заслонена всеми поворотами и изломами истории, блеском высокой литературы, перенасыщенной великими идеями, туманом идеологий и всплесками политической борьбы.
Так хочется заглянуть в Петербург XIX века и увидеть, как его жители проводили время, работали, ездили по делам, устраивали свои сердечные дела и досуг, как обманывали, предавались привычным порокам, совершали преступления и расследовали их... Но без высокоморального надрыва и высоких общечеловеческих идей, на которые в обычный вечер просто нет сил. Всему этому в свое время было посвящено столько сочинений и эссе, что уже хватит; и можно просто почитать. И вот он шанс - заглянуть. Пусть читая.
Какая в XIX веке была повседневная жизнь и бытовая рутина - интересно. Вроде бы полтора века назад. Это не много. Это всего 6 раз по 25 лет. Обычная такая кампания, болтающая в кафе - и если сложить прожитое ими время, и получится в итоге столетие с половиной.
Книга открывает много нового, много бытовых и повседневных деталей в действии, они дадут пищу воображению. И всё, что вы когда-то видели в музее, оказалось, не забылось и легко встраивается в общую картину, которую дорисовывает ваше воображение.
Иногда, чтобы проследить маршрут пешей прогулки действующих лиц, приходится и карту посмотреть. Но это не напрягает, что самое приятное. Автора за такое не хочется послать подальше. Наоборот.
Ну и герои - живые, интересные, никакого картона, и всего в меру: никто не наряжается в костюм инженера человеческих душ и не доходит до сеанса психоанализа.
И развязка в детективе любопытная.
В общем - масса удовольствия, минимум раздражения, любопытно и легко с первой о последней страницы.
Радует, что это сериал. И дальше есть продолжение.
Рекомендую ли? Конечно. Даже не сомневайтесь.