На примере карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 перечислим несколько причин неисправности "почему вдруг двигатель автомобиля стал перегреваться". То есть до какого-то времени я ездил и все с температурой жидкости в системе охлаждения было нормально, но вот с определенного момента возникла эта проблема. И она прогрессирует.
Почему вдруг двигатель автомобиля стал перегреваться, причины неисправности
1. Вышел из строя термостат системы охлаждения.
Термостат системы охлаждения двигателя 21083 очень даже запросто может подкинуть такой неприятный сюрприз. Его клапан внезапно заклинивает в закрытом или частично закрытом положении и все, перегрев двигателя обеспечен. В зависимости от того в каком положении заклинил клапан перегрев может растянуться во времени или наступить практически сразу так как ОЖ будет циркулировать только по малому кругу (без радиатора).
2. Упал уровень тосоле (антифриза) в расширительном бачке.
Возможно где-то в системе появилась течь, либо водитель просто не доливал ОЖ в бачок и не следил за уровнем. И вот в один прекрасный момент стрелка указателя температуры полезла в красную зону, а двигатель стал перегреваться и закипать так как ОЖ осталось мало для эффективного охлаждения двигателя.
3. Отказал температурный датчик включения вентилятора на радиаторе.
Если этот датчик выходит из строя, то при достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры, вентилятор на радиаторе просто не включится и своевременно не охладит ее. При движении автомобиля эта неисправность может вообще ни как себя не проявлять так как радиатор охлаждается набегающим потоком воздуха, но вот при работе на холостом ходу или движении на небольшой скорости двигатель начнет перегреваться.
4. Внезапно перестал работать электродвигатель вентилятора на радиаторе.
Часто, в таком случае, неисправность кроется не в самом электродвигателе, а в проводке к нему. Последствия будут такими же как и при выходе из строя температурного датчика его включения.
5. В системе охлаждения двигателя автомобиля имеется воздушная пробка.
Нарушается циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения и наступает перегрев двигателя. Часто воздушные пробки возникают после замены элементов системы охлаждения (например, печки, крана отопителя и т. д), сопровождающихся сливом и заливом охлаждающей жидкости. Обычно косвенным признаком завоздушивания системы является слабый прогрев печкой салона автомобиля, так как она является самой высокой точкой системы охлаждения и более всего подвержена завоздушиванию.
6. Заклинил выпускной клапан в пробке на расширительном бачке.
В таком случае, давление в системе охлаждения по мере прогрева растет (превышая температуру закипания тосола - 110 гр или антифриза - 120 гр), охлаждающая жидкость закипает, двигатель перегревается. См. фото в начале статьи.
7. Заклинил впускной клапан в пробке на расширительном бачке.
При этом начинается "подсос" воздуха в систему охлаждения через негерметичные соединения для выравнивания давления в системе и атмосферного (вакуумный эффект). Система завоздушивается, что снижает эффективность работы "печки" и самой системы. Воздушные пробки нарушают нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости, что опять же может привести к перегреву двигателя.
8. Слишком позднее зажигание.
При позднем зажигании воспламенение рабочей смеси происходит когда поршень уже практически достиг верхней мертвой точки (ВМТ). Или даже когда перешел через нее. Топливо слишком поздно загорается и горящее расширяется вслед за уходящим вниз поршнем. Цилиндры двигателя при этом сильно нагреваются, вызывая общий сильный перегрев.
В числе других причин перегрева двигателя автомобиля можно перечислить неисправность помпы (например, если ее крыльчатку разъел слишком агрессивный тосол и она теперь крутится вхолостую), загрязнение наружной поверхности радиатора, внутреннее загрязнение радиатора и (или) системы охлаждения. Но в при таких проблемах перегрев двигателя наступает не внезапно, а проявляется постепенно.
Что делать если вдруг стал перегреваться двигатель автомобиля?
Необходимо провести проверку элементов его системы охлаждения. Подробно о том как это сделать самостоятельно и не ошибиться в диагностике неисправности см. на нашем сайте в статье "Проверка системы охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099".
Например, если двигатель сильно прогрелся и тосол уже начинает закипать, можно аккуратно потрогать рукой нижний бачок термостата. Если холодный - то, наверняка клапан внутри него заклинил и не пропускает ОЖ на радиатор по большому кругу. Такой термостат лучше заменить.
Примечания и дополнения
Перегрев двигателя автомобиля может привести к негативным последствиям. Например, может "повести" головку блока или поршневые кольца от сильного нагрева могут потерять упругость. Так же при перегреве ухудшается смазка деталей поршневой группы при сопутствующем сильном уменьшении зазоров в трущихся парах, что может привести к их оплавлению и разрушению. А так же к задирам стенок цилиндров. В газораспределительном механизме в первую очередь страдают клапана. У них могут растрескаться тарелки.