Найти в Дзене
HELLO!

«Выглядеть безупречно лучше, чем никак»: основательница MasterSuit о бессмысленной гонке за модой и гедонизме

Ее клиенты — первые лица страны, топ-менеджеры крупных компаний, известные спортсмены, артисты и бизнесмены. Ее поставщики — лучшие модные дома Европы. Ее отношение к делу — для клиента не существует слова «нет». Алена Лейнер основала ателье по пошиву одежды в 1997 году и к сегодняшнему дню (а сегодня у нас пятница) владеет империей с собственным производством. О том, почему провалы это хорошо, сколько должно быть в гардеробе костюмов и как отличить вторичное от крутого — в большом откровенном интервью.

О бизнесе и вакууме

Мода это не творчество, мода — это бизнес. И это абсолютно точно и исторически доказано, потому что у творческого человека всегда есть продюсер и директор. А если нет ―то это только начинающая творческая личность или не очень продаваемая.

На собеседованиях я всегда спрашиваю у людей, что плохого случилось в их жизни и работе. Ведь по-настоящему успешны те люди, которые умеют преодолевать трудности и восставать из пепла, как птица феникс. Что бы ни случилось, в каждом деле должен быть оптимизм и ощущение успешности выполненной задачи. Это то, что как раз отличает хорошего руководителя.

Если тебе все время хорошо, классно и здорово — ты медленно умираешь. Состояние успеха ― это постоянная трансформация. В конце концов велосипед можно переизобретать бесконечное количество раз.

Трудности, с которыми сталкиваюсь я — это прежде всего выгорание, внутренние падения: и коллективные, и личные. Если говорить о внешних факторах — то это какие-то кризисные обстоятельства, та же пандемия. Все должно быть умеренным, а не раздутым.

Иногда компании так озабочены оптимизацией, что не замечают, как образуется вакуум внутри. Каждая новая цель должна быть подкреплена определенными ресурсами. Если ты все время эти ресурсы качаешь из команды, то там создается пустота. Осознанность и правильный анализ дают возможность бизнес-стратегу определять, где эта пустота появилась и что нужно, чтобы перейти на следующую ступень.

О смокинге и смерти

В моде все меняется ежедневно, потому что постоянно меняются тренды. И даже не из-за потребителя, а потому что это бизнес: чтобы продавалось, нужно все время выдавать что-то новое, и важно сделать это модным. Для бизнесмена фешн — это сложная технология. Потребитель же просто готов поглощать любую комфортную и красивую одежду, задумываясь только над тем, какой цвет в моде.

Мода сейчас — не про искусство и художников, а про коммерцию и потребление. Она стала утилитарной. Хотя, конечно, советское наследие в наших потребителях все равно есть. Не все готовы каждый сезон полностью менять гардероб, как это делают в Европе. Поколению, родившемуся после 90-х, уже ближе быстрое потребление.

Раньше для театра, работы и отдыха существовал свой стиль — сейчас нет разделения на праздничную, рабочую, вечернюю одежду, все смешалось. И в отсутствии правил потребитель совершенно запутался. Несмотря на это — если люди наряжаются каждый день, то это круто.

Всегда выглядеть безупречно — лучше, чем никак. В обстоятельствах пандемии можно умереть красиво одетым. Сейчас каждый дизайнер двигается, как хочет, и четкий алгоритм выработать невозможно. На мой взгляд, смокинг при любых обстоятельствах смотрится более выигрышно, чем все остальное. По сути, смокинг — это курительный халат, но вдруг он стал парадно-выходным.

Сейчас существует тенденция одомашнивания моды. Та же майка-алкоголичка стала символом мужественности. Есть люди, которые разбираются в моде культивируют какие-то взгляды, и это очень полезно для дизайнеров. Раньше я недооценивала, например, [историка моды Александра] Васильева и влияние истории моды на тенденции. А сейчас я понимаю, что такие люди как он — важные ориентиры и уникальные личности.

О инакомыслии и однообразии

Художник или дизайнер должен двигаться вперед, но важный вопрос — относительно чего? Сейчас все вперемешку, и сложно быть не таким, как все. Модно ходить в натуральных тканях, но модно и отказаться от этого. Вопрос для бизнесменов очень серьезный. Нужна своя направленность и клиенты, а для этого каждый бренд должен иметь свою ДНК.

Почему белая футболка, которая раньше стоила 3 евро, сегодня стоит 300 — ведь швы не изменились? Это та самая трансформация, зависящая от индустрии и развития технологий, а ещё, конечно, дело в маркетинге и названии, за которым скрывается ДНК бренда. Мне, как владелице фешн-бизнеса, нужно постоянно удивлять какими-то техническими новинками. Скоро, возможно, будут в тренде костюмы-хамелеоны.

Без инакомыслящих людей не будет развития. Если все время будем следовать за потребительскими хотелками и ублажать их — бизнес быстро закончится. Просто не будет интересно. Нужна насмотренность и желание экспериментировать.

В фешн-бизнесе рано или поздно возникает усталость от однообразия, потому что ты не можешь выразить себя. И здесь важно делать, то, чего до тебя никто не делал. Например — взять и переосмыслить всеми любимое худи. Скажем, отрезать рукава. Это первый вариант. Второй ― когда приходит Джон Гальяно и говорит: «Все сняли худи, теперь носим майки-алкоголички!».

Сейчас основная тенденция у моды — это самовыражение. Почему наша компания остается в тренде? Очень просто. Вот пришел человек, и под его стиль и потребности мы изготавливаем костюм — а модно это или не модно, уже не так важно. Это вопрос его отношений с отражением в зеркале.

В нашем случае слово «я» вне времени и тенденций. Клиент сам воплощает свои желания с помощью наших дизайнеров. Авторская кухня — это про встраивание в определенный дизайн, который можно только полностью поменять.

В MasterSuit не существует слова «нет». Конечно, иногда мы деликатно отводим клиента от чего-то, все-таки мода — это не цирк. Хотя эпатаж — тоже уровень самовыражения. Нужно иметь смелость, чтобы заявить о себе как-то по-особенному. Это и в шоу-бизнесе сейчас проявляется: «Не умею петь, но буду — потому что я так хочу». То же и в дизайне.

Алёна Лейнер
Алёна Лейнер

О гедонизме и пальто

Мне кажется, люди в большинстве своем стали гедонистами. Из всего того, что представлено, они стараются выбрать лучшее. Но как его определить? Нет ведь знаков качества, как раньше, нет цензуры, в индустрии нет деления на «круто» и «некруто». И на этом гипертрофированном уровне гедонизма у человека возникает собственные видение и принципы. Он двигается по этому пути — где-то интуитивно, где-то опираясь на опыт. Сложится ли из этого тенденция? Возможно. Отсюда выросли все инфлюенсоры: сами себе медиа с аудиторией больше, чем у телеканалов.

Картинка восприятия становится главным параметром. А что под ней — состав материалов, как они собраны — за этим приходят к нам. И приходят те, кто уже наигрался в картинку. Одно дело, когда ты готов быстро сносить и выбросить вещь, а другое — когда ты гордишься вещью.

Задайте себе вопрос: есть ли в вашем гардеробе вещь, которую можно отдать в музей? Посмотрите на свой гардероб. В нем есть творение, где каждый шов, каждая деталь – это произведение искусства? Вот. Это другой подход. Для наших клиентов элемент стоимость и мода как таковая не имеют значения. Мы — не про ежедневное, а про вечное.

Бизнесмен в первую очередь созидатель, а успех — баланс соблюдений своих внутренних принципов и следование запросам клиента, но без проституции. В этом симбиозе рождается правильный бизнес. А у нас были такие моменты, когда мы эту историю чуть-чуть потеряли.

В какой-то момент мы поставили себе задачу доказать всему миру, что made in Russia — это круто. И вот мы в какой-то момент мы забыли про клиентов. Нам казалось, что они должны подстраиваться под наши условия: долго, дорого… Ну, вы поняли. А клиенты требуют к себе внимания! И важно не потерять нить общения, которая связывает тебя и тех, кто идет за тобой. Тех, за чьи средства ты удовлетворяешь свои амбиции. Мы вовремя это не ощутили и потеряли связь с клиентами. Клиент хочет шоу, атмосферы, внимания, а мы были сосредоточены на других задачах, а не на том, что нужно людям.

Мы шили очень много и мечтали перестроиться на промышленные объемы — и в этом была ошибка. Повторюсь, наш клиент — это все-таки про «я», а не про гигантские масштабы. Это и есть ДНК бизнеса. Да, нужно держать нос по ветру, но и не забывать следить за фундаментом. И уметь сказать «нет» каким-то вещам. Например, трендам на вещи, у которых себестоимость три рубля, но на волне популярности на них можно подзаработать.

Главный вопрос в фешн-мире — кто стоит за именем бренда, и что вы покупаете: качество или историю или имя? Иногда бренды просто клонируют историю вместо того, чтобы переназваться. Наши клиенты готовы вкладываться в наше производство, потому что они могут сходить в мастерскую и увидеть, как создаются их вещи. Покупая просто лейбл, ты не знаешь, кто и где сшил эту вещь.

Костюм MasterSuit
Костюм MasterSuit

О пропорциях и неизбежности

Нет ничего сверхъестественного в том, что человек показал фото пальто из 40-х годов и попросил такое же. Мы можем сшить любое пальто. Любой костюм. Пуховик. Дизайн, крой — это одно, а исполнение — это другое. Раньше дизайнеры находились в стрессе от постоянной слежки общества за их идеями. Из-а этого стресса часто получались и проходные вещи. А сейчас остались только буквы, которые накладываются на не совсем качественные вещи, но люди это покупают.

Необязательно, чтобы клиент разбирался в моде. У нас многие из них вообще не имеют к этому отношения. Они тоже что-то созидают, но им некогда погружаться в тренды, в нитки и составы ткани. Это не их цели и потребности. Но когда клиент, не разбираясь, потребляет то, что не соответствует его уровню, у него происходит еще больший диссонанс, и он начинает ненавидеть моду.

Кто-то говорит: «Я это не ношу, потому что неудобно», а я отвечаю: «Вы это не носите, потому что это сшито не по вашим меркам». Пропорции человеческого тела изменились, эволюционировали — так же, как это происходит, например, со смартфонами. К нам приходят еще и за атмосферой. У наших клиентов есть, что носить, но они остаются с нами годами, понимая, что мы флагманы фешн-культуры.

Наше основное преимущество в том, что у нас свое производство. Наши клиенты вкладывают деньги в качество, комфорт и уникальные руки. Первое впечатление никто не отменял. Если нужен костюм для важных переговоров — приходят к нам. Да, мы сменили несколько фабрик в процессе нашей эволюции. Первостепенным для нас осталось качество, и мы движемся веред к лучшим, но менее затратным способам производства.

Костюмов не должно быть много — пусть будет один, но наш. Универсальный, отвечающий требованиям комфорта и общества, уместности. Есть выработанные стилистические приемы, хараетеризующие личность. Какие-то узнаваемые детали. ДНК человека — то, где он работает, кем он себя считает, какое у него окружение. Так же ДНК и у брендов.

Мы не стараемся угнаться за модой, нам это просто не надо. Ведь есть какие-то вещи, которые существуют вне времени. К тому же рано или поздно похоронят все равно в костюме. Все приходят к классике.