От меня.
Мне показалось странно, что в 92 году о бисерном рукоделии в нашей стране писали, как и забытом искусстве. Сейчас совсем не так! (на мой взгляд). В наше время сильно развивается рукоделие как хобби, творчество и возможность самовыражения.
Рукоделие пользуется популярностью: тут и вышивка, и бисероплетение, создание украшений из бисера и камней, вязание на спицах и крючком (причем не только одежды, но и игрушек, сумок, украшений), создание кукол и мягких игрушек своими руками, лепка, керамика, даже плетение макраме.
Лучшим материалом для бисера является стекло. Однако бусины и бисер можно изготавливать из самых различных материалов: из металла, фарфора, различных видов пластмассы. На севере раньше использовали даже кости мамонта, в Африке и в Америке (еще до Колумба) - серебро.
Немного об истории бисера
(Мой пересказ статьи Э.Н. Литвинец. Журнал Сделай сам 2.1992. "Забытое искусство", часть первая. Иллюстрации собраны мной из просторов интернета)
Еще в Древнем Египте, в Индии женщины украшали одежду. Плели бусы из ракушек, нанизывали бусины и делали из них ожерелья, браслеты, которыми украшали запястья и лодыжки.
Нагрудные украшения из бисера в каждой стране называются по разному
- В Эфиопии - чале,
- В Индийские - мала (четки) и хар,
- На Кубе - кояр и гаргантыя. (На Кубе украшения изготавливают из серебра, черных кораллов, из жемчуга и даже панциря черепахи)
- В Анголе - миссанга,
- В Болгарии, Румынии и Молдавии - гарданы и згарды,
- В Украине - герданы и сылянки,
- В России - гайтаны, цепочки и ожерелки,
- Словакия - нагрделиики,
- Белоруссия - пляцёнки и горлячки,
- Таджикистан - гулубанд и фарал,
- Узбекистан - зебигардан,
- Литва - каролинес и т.д.
Все украшения разнообразны по форме и стилю, композиции.
Да и носили их по разному - кто по одной ниточек, кто сразу несколько одновременно, кто только по праздникам, а кто каждый день украшал себя и свою одежду.
Причем украшали себя не только женщины, но и мужчины.
В России бусы из стекла, бусины были известны еще до нашей эры, в 6-5 веках.
Скифы, (кочевой народ, который жил на территории от причерноморских степей (к востоку от Дуная) до Китая), а затем древние славяне украшали вышивкой одежду и обувь, и конечно были украшения у женщин в виде стеклянных бус и браслетов.
Позже, в 15 веке,
бисер стали использовать для церковных одежд и утвари. Для двора заказывали бисер из Венеции и рукодельницы сплетали его с драгоценными камнями и жемчугом, (который кстати добывали у нас). Из жемчуга создавали украшения для знати и зажиточных крестьянок Севера, а с 18 в. чешским и веницианским бисером уже украшали народные костюмы и применяли в домашнем рукоделии.
Особенно широко бисерное рукоделие распространилось в 19-20 веках на юго-востоке России, в Поволжье, Урале, Сибири, на Севере и Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье, в Беларусии, Литве и Украине.
Украшения делали, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Бисеринки нанизывали на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку, затем переплетали нити.
Рисунки рукодельницы придумывали сами, подсматривали друг у друга, перекладывали узор ткани, вышивки и плетения.
Творили ажурные воротники и длинные подвески, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позаты-ленями.
Ажурное шейное украшение из крупного бисера, плетеное сеткой (ромбами, квадратами), которое носили поверх женской рубахи в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, разметка и т. п.
Украшение на груди из ажурной ленты, бисера, соединенное в медальон, называется гайтан (с древнегреческого — тесьма, шнурок).
У гайтана много синонимов: «гердан», «гитан», «итан», «цепочка/чапочка».
На таком шнурке носили нательный крест, его украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка.
Круглые объемные шнуры — жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения — заручья и браслеты.
В Белорусии украшения на шею из бисера в виде узкой узорной ленты называли пляценка (название пошло от способа изготовления) и горлячка (носили ведь украшение на шее).
В 17 в. литовские рукодельницы плели из бисера воротники и узкие полоски каролинес. Ими украшали налобники шапочек, платки, надевали их на голову.
Украшения в виде нагрудников, цепочек из бус разной формы, монет, бисера и раковин каури были популярны у народов Поволжья и Приуралья: чувашей, удмуртов, татар, марийцев, башкир.
Мордовские женщины очень любили украшения.
Они расшивали головные уборы вышивкой бусами и бисером, бляшками из металла.
Названия нагрудных украшений в виде круглых воротников из крупного бисера и разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, комбоне и др. (и не выговорить).
Интересными и красочными были поясные украшения, которые дополняли длинными нитками с бисером - пулай, пулагай.
Крестьянские украшения из бисера всех народов России были известны и за пределами Родины. Их показывали на международных выставках и ярмарках, продавали в магазинах народных промыслов Австрии, Англии, Америки, Термании, Франции и т.д. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.
В конце 19 в. в селах искусству плетения из бисера начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий в различных губерниях России.
Однако, после революции, во время гражданской войны 1917—1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц.
В 40-х годах 20 века началось увлечение расшивать бисером и стеклярусом платья, сумочки, кошельки, а в -70-е годы стало возрождаться низание.
Любовь к бисерным украшениям, желание и умение творить и создавать красоту, передавалось из поколения в поколения, и таким образом сохранилось и до настоящего времени.
В наше время полузабытое искусство изготовления бисерных украшений стало расцветать.
Многие рукодельницы создают украшения, основываясь на опыте и традициях, создают новые формы, узоры, сочетают разнообразные оттенки и расцветки.
Украшения из бисера и стекляруса, сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.
(Напомню, что это мой пересказ статьи Э.Н. Литвинец. Журнал Сделай сам 2.1992. "Забытое искусство", часть первая. Продолжение следует. Иллюстрации собраны мной из просторов интернета)