Найти в Дзене
Техника и жизнь

БТР-90 «Росток» - не сбывшаяся броня наших мотострелков

БТР-90 (Wikipedia.org)
БТР-90 (Wikipedia.org)

Введение

Война в Афганистане выявила многие проблемы нашей бронетехники, особенно в колесных БТР. Поэтому еще до вывода наших войск из жаркой страны к югу от Амударьи, началась проработка принципиально новой конструкции на замену БТР-80, схожей с ним лишь внешне. Причем впервые в истории нашей бронетехники обращалось особое внимание на противоминную защиту. Возможно наши специалисты уже знали о создании в ЮАР в 1981 году первого в мире MRAP (англ. mine resistant ambush protected — защищённый от подрыва и атак из засад) «Casspir Mk-II АРС» с такими особенностями. Они вполне могли с ним познакомиться благодаря нашей поддержки борьбы Анголы и Намибии с режимом апартеида в ЮАР. Эти противоминные черты конструкции в MRAPах, теперь активно используют и в более привычных типах колесной бронетехники по всему миру. Первый образец нового БТР-90 (Тогда «Росток») был построен в 1992 году. Данная машина в итоге не пошла в серию, но опыт ее создания очень интересный. Ниже будет более подробно о ней рассказано.

БТР-90 (Wikipedia.org)
БТР-90 (Wikipedia.org)

История создания

Собственно, главными проблемами БТР-80 были следующие: первая - слабая бронезащита, особенно от подрыва на минах, вторая проблема – очень низкая огневая мощь. Бороться с современной бронетехникой он не мог. Исходя из этого, и стали в середине 80гг. XX века проектировать новую боевую машину. В 1989 году был создан эскизные проект. Армия одобрила его и начались опытно-конструкторские работы. Но СССР вступил в эпоху турбулентности, а в ВПК началась «конверсия», весьма бестолковая. В 1991 году СССР и вовсе распался. Но тем не менее в 1992 году построили и стали испытывать первый экземпляр новой бронемашины, а в 1994 году еще один. В попытках получить финансовую поддержку для новинки она была показана тогдашнему министру оборону – П. Грачеву. Именно тогда этот новый образец бронетехники первый раз назвали БТР-90. Также ее именовали БТР-90 «Росток» по первоначальному названию темы проектных работ.

БТР-90 (Wikipedia.org)
БТР-90 (Wikipedia.org)

Министру машина понравилась, но по-прежнему работы финансировал сам завод, без поддержки потенциального заказчика. К 2001 году машина была значительно доработана, особенно в плане вооружения. По сути, по вооружению она стала близка легким танкам, не уступая в некоторых вариантах по огневой мощи БМП-3 и БМД-4. Ей заинтересовались иностранные заказчики, причем весьма состоятельные, такие ОАЭ и не только. В 2008 году машину приняли на вооружение. К тому времени ее боевые возможности стали еще выше. В том числе за счет оснащения принципиально новыми для нашей армии электронными боевыми системами. Но новый БТР подвела силовая установка. Проблемы с ней отодвинули начало выпуска до 2011 года. Хотя проблемы можно было, в итоге, успешно решить, в 2011 году тогдашнее руководство Минобороны РФ отказалась от выпуска БТР-90 в пользу совсем других моделей.

БТР-90 (Wikipedia.org)
БТР-90 (Wikipedia.org)

Описание конструкции

БТР-90 «Росток» — это подобно всем более ранним отечественным колесным БТР, начиная с БТР-60П – четырехосная бронемашина, с возможностью преодоления водных преград вплавь, с передним расположением боевого отделением, десантным отделением в середине и с силовым агрегатом в корме. БТР весит 22 тонны и это позволило усилить существенно, и бронезащиту, и вооружение по сравнению с более ранними разработками такой техники у нас. БТР-80 для сравнения весит 13,6 тонны. Броня лба защищала его от снарядов калибра до 30мм, броня бортов от пуль калибра 12,7мм, броня кормы от пуль бронебойных винтовочного калибра 7,62мм. Днище корпуса впервые для нашей бронетехники получило V-образную форму для защиты от последствий подрыва на минах и самодельных взрывных устройствах. Вооружение первоначально было аналогично БМП-2. Это - 30 мм пушка 2А42, спаренный с ней 7,62мм пулемет и ПТУР «Конкурс-М» с ручной перезарядкой. Так же дымовые гранатометы и возможность стрельбы десанта через бойницы из автоматов и ручных пулеметов. Была возможна стрельба из штатного оружия БТР ночью и прицельной стрельбы в движении. Именно достаточно большая масса машины позволяет вести стрельбу из орудия 2А42 без ущерба для кучности. Меньшая масса БТР-80 приводила в случае установки данного орудия к проблемам. В итоге при создании БТР-82А(М) на него поставили 30 мм пушку 2А72 с меньшим темпом стрельбы. Впоследствии вооружение БТР-90 стали наращивать. Сначала включили в его состав противопехотный гранатомет АГ-17. Впоследствии стали устанавливать совсем другие боевые модули с повышенным боевыми возможностями. Был создан так называемый БТР-90 «Бахча» с боевым модулем «Бахча-У». Он имел 100 мм нарезную пушку, она же пусковая установка ПТУР, и строенные с ней 30мм пушку и 7,62мм пулемет. Система управления огнем включала в себя панорамный прицел командира и лазерный дальномер. Далее машина получила разнесённую броню, улучшившую бронезащиту от кумулятивных выстрелов противотанковых гранатометов, новые, улучшенные водометы, первую в истории нашей бронетехники БИУС (боевая информационно-управляющая система), систему спутниковой навигации, также была опционально предусмотрена установка кондиционера. Впоследствии установили еще более совершенный боевой модуль «Бережок». Он был оснащен 30 мм пушкой 2А42, спаренным с ней пулеметом 7,62мм, новейшим противопехотным гранатометом АГ-30М 30мм и новейшим на тот момент ПТУР «Корнет», не нуждавшийся в перезарядке. Все четыре ПТУР были сразу готовы к бою. Боевой модуль имел автоматизированную СУО (система управления огнем). Она имела в своем составе электронный баллистический вычислитель, лазерные дальномеры и автомат сопровождения целей, облегчавший поражение подвижных и низколетящих целей. Для стрельбы ночью были тепловизионный канал в прицеле наводчика. У командира был панорамный прицел. Предусмотрено было усиление бронезащиты с помощью внешних листов и решетчатых модулей, а также модулей динамической защиты, менее мощных, чем для наших танков. Это важно для колесной бронетехники с более слабой основной бронезащитой, чем у танков. БТР-90 имел автоматическую коробку передач и гидрообъёмным механизмом поворота. Последний позволял бронемашине разворачиваться на месте за счет реверса другой стороны колес. Скорость движение вперед и назад была одинакова за счет реверса в коробке передач. Машину стали именовать БТР-90 "Бережок". В процессе испытаний стало ясно, что базовый для машины дизельный двигатель 2В-06-2М от БМД-3 ненадежен. Стали создавать вариант с доработанным ради БТР-90 дизельным двигателем УТД-32Т, на базе двигателя УТД-29 от БМП-3. Но, ввиду, отказа от производства БТР-90, его не стали даже испытывать на доработанном ради этого экземпляра БТР-90.

-5

Заключение

Впоследствии, хотя иностранные машины не пошли в нашу армию, к БТР-90 не вернулись. Сочли более целесообразным поставлять в армию модернизированные БТР-82А(М) (подробнее о нем - тут), а также начать создание еще более тяжелой и защищенной, чем БТР-90 – колесной боевой платформы «Бумеранг». Но БТР-90 «Росток» все равно является хорошим примером талантов и умений наших инженеров. И его опыт все равно полезен для дальнейших разработок нашей боевой техники.

Источники

https://www.youtube.com/watch?v=eCOQmks99-k, https://warspot.ru/3124-rostok-ne-probivshiy-asfalt, https://warspot.ru/3167-otvetvleniya-rostka, http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/btr90/btr90_1.php, Техника и вооружение, №1 2022, В. Сергеев, БТР-90 «Росток», «Бережок» и другие.

Все данные взяты из открытых источников

Федор Болдырев 2022©