Посмотреть на зимний Каргополь и окрестности я хотел уже давным-давно. И вот в этом году День защитника Отечества подарил нам аж четыре выходных дня. Просиживать их дома, ох как не хотелось, а на большие проекты ни финансов ни времени не хватало. Поэтому большие поездки на Мезень и куда-нибудь еще северней отпали сами собой, но Север от этого манить меньше не переставал. Хотелось на прощание с зимой все же увидеть белоснежный снег, застать мороз ну и посмотреть в конце концов на солнце - не особо радующие своим появлением на небосклоне - жителей центральной России и в частности Москвы. С другой стороны ехать куда-то далеко не хотелось поэтому выбор пал на город Каргополь и его окрестности. К тому же посмотреть на зимний Каргополь я хотел уже давно.
В Каргополе я бывал уже неоднократно. Места здесь красивые - озеро Лаче из которой берет свое начало река Онега. В окрестностях города много разных достопримечательностей - Саунино; Красная Ляга и Кучепалда; Лядины; Ошевенск; куст деревень Калитинка с тремя часовнями; Большая Шалга; и странное село Нокола и много других не менее интересных мест.
Взяв на работе еще один выходной день, рано утром я отправился в путь. Выехал я очень рано - в пять утра. В Москве было пасмурно и небольшой плюс. Как только я выехал на яросклавку и начал двигаться на Север температура начала падать - на объездной Сергиева Посада термометр показывал уже -5С. Дорога превратилась в сплошной каток, и от резкого нажатия на педаль газа задние колеса срывались в пробуксовку. Чуть позже на обочине стоял первый бедолага - не рассчитавший погодные условия и скорость, от чего его машину неслабо помотало между двумя отбойниками.
Выехал так рано я неспроста. Во-первых по пути в Каргополь я хотел заехать в пару мест, во-вторых нужно было приехать на место не так поздно, чтобы найти место для ночлега.
К обеду я уже был в Вологде, на небе не было ни облачка и вовсю светило солнце. В Вологде мне отзвонился Денис, он скоро выезжает - а значит у меня в плюсе около семи часов.
Я еду не спеша в сторону Каргополя. Километров за 10-15-20 до Липиного бора на смену чищеному асфальту пришел укатанный снег. Езда по такому покрытию не составляет никаких проблем. На поворотах, как правило, насыпан песок, дорога широкая, трафика почти нет. Если что, то огромные снежные отвалы снега по обочинам не дадут машине улететь далеко в кювет.
Не спеша подъезжаю к месту в которое хотел заехать - деревня Чистый Дор.
Из топонимики: "дор" - в старину назывался участок в лесу (бору), расчищенный под поле. В селе сохранилась деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, типа восьмерик на четверике с обширной трапезной и колокольней, построенная в 1767. В трапезной был Иоанно-Богословский придел. В 30-х годах ХХ века церковь была закрыта, службы прекращены, а помещение использовалось под склад. Село упоминается рассказе писателя Юрия Коваля - "Чистый Дор".
Свернув с трассы на лесную дорогу, ведущую к селу, первым, что бросилось в глаза это какое-то нереальное количество белого снега!!! Снега было настолько много, что до села я ехал буквально в снежном коридоре. В селе, судя по следам и чищеным дворам, сейчас несколько жилых домов. На окраине села, в поле у леса, стоит и сама церковь. Из-за какого-то неимоверного количества снега дойти до церкви не представлялось возможным, поэтому я ограничился несколькими снимками и поехал искать место для запоздалого обеда.
Немного перекусив горячим борщом, очистив боковые стекла от дорожной грязи и немного размяв ноги - я поехал дальше. Завернул еще в одну деревеньку весьма живописно разместившееся вокруг небольшого пруда. Каждый раз проезжая мимо этого места, я притормаживаю, чтобы полюбоваться на эту деревеньку. Деревенька колоритно раскинулась на берегу небольшого озера. Крепкие северные дома фасадами обращены на озеро. Настоящая русская глубинка.
В начале пятого, как я и рассчитывал, сворачиваю с трассы направо по указателю "Солза 40км". На улице уверенный минус 10С. На небе не облачка. Еду в сторону трассы Р1. Зимой, впрочем, как и летом и осенью - дорога не представляет никаких сложностей. Судя по снежным отвалам по краям дороги - ее иногда даже чистят, не часто не тем нее менее.
Дорога узкая и разъехаться со встречной машиной будет немного проблематично. Об этом напоминают следы разъезжавшихся здесь машин. Иногда разъезд оборачивался борьбой - но об этом я расскажу в конце следующей части. Мне навстречу попались всего две машины - Nissan X-Trail и Газель. Если с первым мы разъехались без каких-либо проблем, то Газель, чтобы она снова встала в колею, мне пришлось тащить за собой около полукилометра. Да зимой эта дорога весьма пользуется спросом. Но как обычно у нас в стране происходит: вологодским эта дорога не нужна, так как ни одного жилого населенного пункта на ней нет, а архангельским не позволено за ней ухаживать из-за территориального деления - вот и мучаются местные жители и не местные водители которые в надежде сократить путь попадают на весьма не простую дорогу.
Спустя час неспешной езды я выехал в Архангельскую область. Архангельская область встретила меня морозом уже в -14С
До Каргополя остается всего 90 км., широкого, ровного и снежного грейдера. По дороге периодически въезжаю в плотный туман, температура скачет от -14С до -16С, порой достигает и -18С. Меня это немного волнует, так как ночевать сегодня я буду в машине, и хоть у меня установлена автономка и есть теплый спальник, все равно как-то психологически некомфортно.
В Каргополь я приехал около семи часов вечера. Первое что бросилось мне в глаза - это не отсутствие грязи на дорогах, а чистые машины. Наверное, машину здесь моют всего два раза за зиму - перед зимой и после. Так что бизнес автомойки в Каргополе наверное просто убыточен...
Еще в глаза бросилось какое-то неимоверное количество людей на улицах, оно и понятно - завтра праздник, все готовятся поздравлять своих мужиков, ну а кто-то уже начал праздновать. И наконец третье - это то, что город окутал дым от топящихся печей. Да, это был не туман, а именно дым. Дыма было настолько много, что даже начинало першить в горле.
Было желание прокатиться по ближайшим окрестностям Каргополя, поснимать северные деревеньки в темноте. Заехав в Большую Шалку и Саунино - стало ясно, что без Луны пытаться что-то снять нереально. Поэтому я решил возвращаться в Каргополь и немного прогуляться по вечерним улочкам города.
К моему удивлению, за тот час, а может и меньше, который я отсутствовал, в городе "вымерли" люди. Город опустел. Лишь редкие машины проезжали по улочкам и уезжали куда-то по своим делам... Честно сказать это было непривычно, потому как в Москве, ощущение ритма и суеты не покидает даже глубокой ночью.
Запарковав машину поближе к центру, взял камеру и штатив, прикинув в голове небольшой пеший маршрут, пошел гулять. Город красив. Каргополь, как я уже неоднократно говорил и писал - один из любимых моих городов. Ну а город, украшенный белоснежным снегом, на мой взгляд, лучше, чем город, украшенный зеленой листвой.
Прогулку по городу начал как обычно с Соборной площади.
На Соборной площади расположились четыре памятника архитектуры: слева вдали - Собор Рождества Христова (1552-1562); Соборная колокольня (1772-1778); Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1740-1751), а вот Введенская церковь (1808-1811) в кадр не попала - спряталась за колокольней. К сожалению, архитектура Каргополя снова зарастает строительными лесами.
Собор Рождества Христова (15552-1562гг) - самый старый каменный храм Каргополья.
Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества XVI столетия- монументальность, простоту и выразительность. Собор разделен на верхний и нижний храм - в верхнем (светлом) службы проводились только летом; нижней части собора размещалась зимняя (теплая) церковь.
Современный облик собор получил в 1778 году, после реставрации от пожара 1765 года. Массивные стены еще в XVII веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками. Кроме того, в то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть.
Недалеко от Соборной расположилась - Старая Торговая площадь, на которой расположился еще один ансамбль каменных храмов: слева - Благовещенская церковь 1682—1692, справа - Никольская церковь 1741; в кадр не уместилась— Церковь Рождества Богородицы 1678—1682. Но на дневных фотографиях она будет.
Тихими каргопольскими улочками пошел я на другой конец города. Тишину города нарушают редко проезжающие машины, лай собак да снега хруст. В воздухе стоит стойкий аромат дыма из печей. Дым можно не только учуять, но и увидеть, как он наравне с туманом укутывает город в свои объятья.
Церковь Воскресения Христова. Конец XVII века. Как отмечается - церковь состоит " в большом родстве с Московским Успенским собором".
Немного прогуляв по улочкам города и изрядно замерзнув (одет-то был по-московски и под московскую погоду) вернулся в машину и поехал искать место под ночевку. Еще в Москве я решил, что ночевать буду в Красной Ляге, на то есть свои причины. Дело за малым - доехать и как-то расположиться на месте. Мороз тем временем крепка держался на отметке -18С. Эти цифры немного меня смущали, так как психологически я не был готов ночевать при таком минусе. Ну да ладно - подумал я - здесь (в городе) холод может быть еще от реки или не так далеко расположенного озера Лаче. В лесу-то все будет потеплее. С такими мыслями я выехал в сторону Красной Ляги. Как только в Ватамановской я свернул в лес, мороз начал расти. Термометр начал показывать, что температура за бортом -19С, на эти цифры я смотрел уже как-то по философски что ли. На месте температура и вовсе упала до -20С. Все баста. Ну да ладно, у меня есть автономка; теплый спальник; одеяло; теплая одежда - на крайний случай заведу машину и буду спать в заведенной машине - не замерзну.
Встал на ночевку на каком-то ответвлении от основной дороги. Где-то в кромешной темноте, за кустами и деревьями посреди поля стояла Сретено-Михайловская церковь, но увидеть ее было невозможно.
Как только я вылез из машины и посмотрел на небо - я был просто поражен. Теперь я могу сказать точно - такого звездного неба я не видел ни разу. Вокруг была кромешная тьма. Мороз. А на небе светились миллиарды звезд....
Быстренько сварив себе ужин, я запустил автономку, разобрал полку и спальник и лег отдыхать. Автономка монотонно щелкала насосом. Где-то на просторах Вологодской и Архангельской областей Дениса носили черти, точнее водил за нос искусственный интеллект. Сначала он ему предложил прокатиться до Плесецка, ну посреди ночи вообще завел в какую-то заброшенную деревню.
Спалось сегодня просто великолепно. Несколько раз за ночь я все же просыпался. Иногда я просыпался от СМСок приходивших от Дениса который боролся с искусственным интеллектом или же от холода. Вообще этой ночью было немного зябко. Порой мне думалось, что печка не работает, но как только до непроснувшегося мозга доходили щелчки насоса, а до руки протянутой куда-то под полку, доходил теплый воздух я снова проваливался в мир снов. После очередной ночной СМС от Дениса, я не поленился и вылез из теплого спальника. Как только я открыл дверь, чтобы "выйти" на улицу я сразу же ее закрыл и решил потерпеть до утра. Было интересно, а сколько градусов ниже нуля сейчас за бортом. Я протянул руку к замку зажигания, повернул ключ и термометр с радостью мне показал цифры - -20С. Брр подумал я и быстренько укутался в теплый спальник.
Через какое-то время я снова проснулся. То ли от шума двигателя, то ли отчего-то другого, но в лобовое стекло я увидел, что на место подъехал Денис. Уже радовало, что все в сборе, хоть на часах было уже далеко за три часа ночи.
Утро было пасмурным. Лишь на востоке, почти над самым лесом виднелась небольшая полоска рассветного неба. Я подумал, что красивого рассвета сегодня не будет, закрыл окно, салон машины начал быстро прогреваться и я с еще большим упоением укутался в спальник и уснул. Тем более Денис приехал почти под утро, и он тоже наверняка захочет поспать подольше. Но мой сон нарушил стук в стекло - Денис проснулся и приглашал вылезти из спальника и полюбоваться шикарным рассветом.
Рассвет был шикарен. Солнце сквозь узкую полоску, поджигало иней на березах. От легкого дуновения ветра все березы искрились и переливались в лучах восходящего солнца... Такую красоту глаз москвича, я вам скажу, видит не часто.
На улице по-прежнему стоял мороз -18С.
Денис сказал, что когда он подъехал на место, то его термометр показывал мороз в -27С. Утверждать не берусь, но точно могу сказать, что мой термометр врет - ему видите ли в последнее время жарко кажется и он привирает на пару градусов в "плюс". Но наверное с поправками на электронику градусов -25С было точно. Теперь становилось ясно, почему мне было зябко ночью. Второй момент, который меня интересовал, как заведется машина. Всю ночь (точнее с 22:30 до 7:40) работала автономка и насколько она высосала аккумулятор за ночь вопрос был открытым. У меня в штате стоит два аккумулятора. По причине кончины летом 2015 года двух аккумуляторов - долгое время я ездил с одним. Но перед этой поездкой я купил наконец и второй. Новый аккумулятор я предусмотрительно отключил на ночь. Но мене было очень интересно как машина заведется именно на одном аккумуляторе. Интрига, ведь в январе этого года в -18С машину этот аккумулятор завести почему-то не смог. Итак, ключ на старт, пару раз прогреваю свечи и вперед: Первый оборот колевала был тугой - это и понятно загустевшее масло 10W40 с большим нежеланием отпустило коленвал из своих объятий - но потом двигатель раскрутился и машина завелась... Честно сказать меня этот запуск удивил.
Мы выезжаем в сторону Каргополя. Посреди поля стоит Сретено-Михайловская церковь. Подойти пешком к ней почти нереально. Снега здесь выше пояса...
Дороги зимнего Каргополья.
По приезду в Каргополь,
мы немного пополнили запасы продуктов и немного прогулялись по городу. Но не могу я вот так взять и проехать мимо чистого города. Вы только посмотрите на эти белоснежные улицы!!! Нет ни единого следа от реагентов. Все белым бело. Здесь не шарахаются от снега как в Москве, здесь нет ГБУ Жилищник, с сумасшедшими сотрудниками, которые целыми днями гоняют в холостую сотни таракторов - глонассятся. На утрамбованном снеге совершенно не скользко - в отличии от "обработанного" асфальта в Москве, где едешь по тротуару, а ощущение что идешь по какому-то салу; или вообще по лужам в тридцатиградусный мороз. Хотя понятное дело, что такой красоты никогда в Москве не будет...
Ну и еще несколько зарисовок из зимнего Каргополя. Соборная площадь.
Вид на город с пристани Онеги.
Старая Торговая площадь. Церковь Рождества Богородицы - 1678-1682 года постройки. Церковь была построена на средства местных купцов - братьев Андрея и Стефана Пометяевых. В первой половине XIX века к церкви была пристроена колокольня. Церковь очень красиво украшена каменной резьбой - окна, барабаны глав и порталы - украшены зубчиками, ромбиками и валиками. В орнаменте нет ни одного одинакового наличника : один зубчатый, другой стрельчатый, третий килевидный. Интересный факт: Церковь Рождества Богородицы оставалась единственно действующим храмом в Каргопольском районе не протяжении всего XX века.
На противоположной стороне площади расположились Благовещенская церковь (1692-1729) и церковь свт. Николая Чудотворца (середина XVIII века). Никольская церковь была построена в камне в 1741 году. Интересное решение в строительстве церкви применили мастера - внутренняя стена церкви состоит из кирпича, а внешняя из белого камня; пространство между ними засыпано бутом и залито раствором.
Благовещенская церковь - поражает своим величием. Двухэтажный, пятиглавый храм стоит на мощном кубе. С виду храм кажется простым и незатейливым, но стоит подойти поближе, как можно увидеть великолепные узоры, выполненные в камне.
До 1929 года, между Благовещенской и Никольской церквями стояла колокольня в виде высокой восьмигранной башни - но к сожалению до наших дней она не сохранилась.
На этом мы окончили прогулку по Каргополю и отправились дальше на Север. Конечной точкой нашего путешествия был Плесецкий сектор Кенозерского НП, деревня Шишкина. Ехать по асфальту было скучно и мы решили поехать немного другим путем, а за одно и заехать в несколько интересных мест.
Первым местом стало село Саунино
в котором разместилась жемчужина Каргопольского карая — Церковь Иоанна Златоуста.
Церковь Иоанна Златоуста была построена в 1665 году. Церковь шатрового типа, восьмерик на четверике, стоит асимметрично продольной линии здания. Если посмотреть с севера, то стена трапезной и церкви выполнена в одну линию, а южная имеет выступ. Церковь срублена в «обло», а колокольня в «лапу». В первой половине XIX века с южной стороны от церкви была построена шатровая колокольня.
Дальше наш путь лежал в куст деревень Ошевенск.
Там мы быстренько посмотрели и сфотографировали Церковь и две часовенки. Церковь Богоявления Господня в селе Погост.
Часовня Илии Пророка в Большом Халуе.
Ну и конечно же вид на деревню Низ, открывающийся с мостика через реку Чуренга.
Захватив некоторое количество достопримечательностей в окрестностях Каргополя мы поспешили на Кенозеро, тем более нас там уже совсем заждались...
Продолжение следует...
#Архангельская область
#русский север
#Каргополь
#Каргополье
#путешествие на машине
#путешествие по РОссии
#деревянное задчество
#деревянная церковь.