"Речь -
1.Способность говорить, выражать словами мысль.
2.Тот или иной вид, стиль языка, слог: Устная речь; Разговорная речь (речь носителей литературного языка при их непосредственном и непринуждённом общении); Стихотворная речь; Профессиональная речь; Косвенная речь (чья-либо речь, переданная в повествовании придаточным предложением, от лица повествователя); Прямая речь (чья-либо речь, переданная в повествовании без изменений, от лица говорящего).
3. Звучащий язык, индивидуальная манера говорить (Детская речь).
4. Разговор, беседа; то, что говорят (Заводить речь о чём-либо. Умные речи приятно и слушать).
5. Публичное словесное выступление (Юбилейная речь)."
- Современный толковый словарь русского языка/Гл.ред.С.А.Кузнецов.- СПб.:Норинт, 2001.-С.702.
"Речь – 1. Способность говорить, говорение: Владеть речью; Затруднительная речь; Отчётливая речь.
2. Разновидность, стиль языка: Устная речь; Стихотворная речь.
3. Разговор, беседа (Дружеские речи. Об этом и речи не было).
4.Публичное выступление (Выступление с речью перед аудиторией)."
- Словарь русского языка/составитель - С.И.Ожегов.Издание третье.-Государственное издательство иностранных и национальных словарей.М.:1953.-С.625.
"Тема -
1. Содержание, предмет рассуждения, изложения, разговора (Перейти к другой теме. Тема рассказа).
2. Основной музыкальный мотив (Тема с вариациями)."
- Словарь русского языка/составитель – С.И.Ожегов. Издание третье.- Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1953.-С.733.
"Внимание -
1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком-либо объекте.
2. Заботливое отношение к кому-либо."
- Современный толковый словарь русского языка/Гл.ред. С.А. Кузнецов.- СПб.: Норинт, 2001-С.83.
"Внимание -
1. Сосредоточение восприятия, мысли на чём-либо (Обратить на что-либо внимание. Привлечь чьё-либо внимание. Принять во внимание. Отнестись с вниманием.)
2. Заботливое отношение к кому-либо (Окружить кого-либо вниманием)."
- Словарь русского языка/составитель – С.И. Ожегов. Издание третье. - Государственное издательство иностранных и национальных словарей.М.:1953.-С.72.
"Внимательный -
1. Проникнутый вниманием, сосредоточенный (Внимательный читатель. Внимательный взгляд.)
2. Проявляющий внимание, чуткий (Внимательное отношение в уходе за больными)."
- Словарь русского языка/составитель – С.И. Ожегов. Издание третье.- Государственное издательство иностранных и национальных словарей.М.:1953.-С.72.
"Внимательный -
1. Способный воспринимать со вниманием; сосредоточенный.
2. Выполняемый со вниманием, тщательный.
3. Проявляющий внимание, заботливый в отношении к кому-либо."
- Современный толковый словарь русского языка/Гл.ред. С.А.Кузнецов. - СПб.:Норинт, 2001.-С.83.
"Вникнуть - во что. Вдумавшись, понять (Вникнуть в подробности)/ Вникать, вникание."
- Современный толковый словарь русского языка/Гл.ред. С.А.Кузнецов. - СПб.:Норинт, 2001.- С.83.
"Вникнуть - во что. Вдумавшись, понять (Вникнуть в слова учителя)."
- Словарь русского языка/составитель – С.И. Ожегов. Издание третье.-Государственное издательство иностранных и национальных словарей.М.:1953.С.72.
Почему диалог о прочитанной книге может дать новые возможности для общения собеседников? Разговор о прочитанной книге становится приглашением к открытому и взаимно уважительному диалогу в том случае, если для собеседников чтение - не синоним безделья и бесполезного провождения времени. Диалог о прочитанной книге невозможен без внимательного отношения к тексту литературного произведения; невозможен без тематической направленности. Тема диалога о книге даёт исток рассуждению собеседников; внимание к тексту произведения, о котором идёт речь в диалоге, не может возникнуть само собой: оно должно быть стимулировано. Именно тематическая канва диалога даёт возможность собеседникам установить смысловой контакт друг с другом, оценить значение заинтересованного рассуждения о книге для понимания замысла автора.
Наверное, главной задачей диалога о книге становится стремление его участников внимательно прочитать текст произведения, вникнуть в его содержание, - без этого невозможно раскрытие темы диалога.
Но не менее важно, чтобы диалог о прочитанной книге мотивировал "читательский запрос" его участников, не отталкивал их от стремления читать в дальнейшем. Диалог о книге должен заканчиваться не жёстким утверждением, напоминающим непререкаемый вердикт (вердикт - от латинского vere dictum - верно сказанное - юридический термин, обозначающий решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное в судебном процессе). Можно сказать так: диалог о книге должен быть завершён открытием возможности продолжения диалога.
Каким должен быть диалог о книге, чтобы его участники оказались объединены общностью впечатлений и переживаний, чтобы в ходе диалога раскрылись возможности их читательской интуиции? Как мы уже сказали, участникам диалога необходимо стремиться к тому, чтобы он был закончен смысловым многоточием. Почему это важно? Наверное прежде всего потому, что каждый из собеседников в ходе диалога о книге учится не только высказывать содержательную законченную собственную точку зрения, но и внимательно слушать других участников диалога (о различии лексического значения слов "слушать" и "слышать" мы поговорим несколько позже).
В вопросах собеседников непременно должна быть отражена логика диалога; диалог обязательно должен иметь тематическую направленность. Собеседники должны стремиться к тому, чтобы их высказывания были содержательными и законченными, в них должна быть отражена заинтересованность текстом произведения, которое обсуждается. Но без тактичного отношения друг к другу, без уважительного внимания участников диалога его смысловая содержательность обесценивается.
Важно отметить следующее: ход рассуждения о тексте литературного произведения не должен быть спонтанным и хаотичным. Прежде всего ход рассуждения о книге задаётся текстом произведения, о котором ведут речь собеседники (иначе просто легко запутаться, или начать неоправданные повторения). Последовательность глав, последовательность развития сюжетной линии напрямую связаны с логикой диалога о книге и с последовательностью обсуждения её тематики.
Таким образом, участие в диалоге о прочитанной книге прежде всего учит общению с текстом литературного произведения, а также - и это не менее важно - учит общению участников диалога друг с другом. Каковы новые возможности общения, которые открывает диалог о книге?… Осмысленный диалог непременно соотносится с сюжетными, смысловыми, художественными особенностями книги; осмысленный диалог невозможен без предшествующего ему внимательного прочтения текста. Как правило, завершает разговор о книге сопоставление различных точек зрения его участников - именно на основе сравнения различных точек зрения и формируется "Смысловое многоточие", о котором было сказано ранее - то "Смысловое многоточие", которое является итогом диалога о книге. В течение подобного диалога собеседники учатся понимать и осмыслять следующее: "Слушать" и "Слышать" - далеко не одно и то же. Научиться слышать не только самого себя - очень непросто и трудно, но необходимо. Именно этому учит участие в диалоге о книге: внимательно вслушиваться в текст; уметь слушать мнение собеседника; уметь высказывать своё мнение, вплетая его в ткань диалога таким образом, чтобы не было обидных смысловых повторений, тормозящих диалог, а самое главное - стремиться к тому, чтобы диалог о книге постепенно в ходе своего развития набирал содержательность и глубину смысла.
"Слышать -
1. Различать, воспринимать слухом издаваемое, производимое кем-либо, чем-либо.
2. Обладать слухом.
3. Иметь какие-либо сведения, знать по разговорам, по слухам.
4. Распознавать путём ощущения, ощущать, чувствовать, замечать."
- Современный толковый словарь русского языка/Гл.ред.С.А. Кузнецов.- СПб.:Норинт, 2001.- С.758.
"Слушать -
1. Обращать, направлять слух на какие-либо звуки, чтобы услышать, воспринять их слухом. 2. Слушать кого-либо: исследовать путём выслушивания состояние и работу какого-либо органа, прослушивать.
3. Публично разбирать (какое-либо дело в суде), знакомиться на слух с чем-либо публично оглашаемым. Изучать что-либо, посещая лекции."
- Современный толковый словарь русского языка/Гл.ред.С.А. Кузнецов.- СПб.:Норинт, 2001.- С.758.
"Внимать (устар.-поэт.) Высок.
1. Слушать с особым вниманием, проникновенно, заинтересованно."
- Современный толковый словарь русского языка/Гл.ред.С.А. Кузнецов.- СПб.:Норинт, 2001.- С.83.
#публицистика #чтение книг