Найти в Дзене
Капитан юстиции

Право на жилище предоставляется военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей

В очередной раз органы судебной власти напоминают, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на жилище предоставляется #военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей.

Предлагаю сразу перейти к обзору и анализу судебного спора.

В 2014 году военнослужащий вступает в брак с гражданкой, у которой от первого брака имеется дочь. Данная дочь автоматически становится падчерицей для военнослужащего.

В дальнейшем военнослужащий обращается в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение – нахождения у него на иждивении падчерицы.

Действия служивого вполне понятны и логичны (пока что). Учитывая, что несовершеннолетнюю ему придется воспитывать и обеспечивать, то и метры на нее получить надо бы.

В 2015 году городским судом выносится решение об установлении факта #нахождения падчерицы на иждивении служивого. Здесь же, судом обозначена возможность (либо фактическое обстоятельство) совместного проживания падчерицы с военнослужащим и своей матерью в общежитии в п. Новый Учхоз Гатчинского района Ленинградской области (служебном жилом помещении).

фото взято с бесплатного фотостока https://ru.depositphotos.com/
фото взято с бесплатного фотостока https://ru.depositphotos.com/

Супруга служивого согласно данному решению (а фактически может и раньше) выезжает из ранее занимаемой квартиры, снимается с регистрационного учета и #регистрируется по адресу воинской части. Соответствующие изменения вносятся и в договор найма служебного жилого помещения, заключенного между воинской частью и служивым.

О разумности и законности такого действия можно почитать здесь.

А вот в отношении падчерицы такой процедуры совершено не было.

Как установил жилищный орган и суд, падчерица с рождения была зарегистрирована и проживала совместно с матерью в однокомнатной квартире в г. Гатчина, принадлежавшей её бабушке (из этой квартиры выехала её мать).

Падчерица же, установленным порядком с включением её в качестве члена семьи военнослужащего в договор найма и с регистрацией по месту жительства в предоставленную ему от военного ведомства служебную квартиру никогда не вселялась (а зря). Из квартиры, принадлежавшей её родственникам по материнской линии, не выезжала (фактически являлась #членом семьи собственника другого жилого помещения).

Как справедливо заметил суд и жилищный орган, гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на жилище предоставляется военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, чего в данной ситуации не имелось.

Данный вывод основывается на разъяснениях пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно которым при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.

Я думаю вывод напрашивается сам. В отношении падчерицы необходимо было провести такую же процедуру, как и в отношении её матери (хотя бы по документам).

Данная практика нашла отражение в Обзоре апелляционно-кассационной практики … за второе полугодие 2019 года (утв. на заседании президиума 1-го Западного окружного военного суда 20 января 2020 г.).

Друзья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Пишите в комментариях, какие вопросы требуют освещения.

Ваше мнение важно для нас – постараемся разобрать каждую ситуацию.