Здравствуйте, читатели! К сожалению, недавно мы потеряли хорошо известного советского и российского артиста Бориса Невзорова (18.01.1950 г. - 18.02.2022 г.). Известие об этом прошло в СМИ как-то очень тихо, вероятно, по желанию самого актера или его семьи.
Наиболее любим зрителями он был в роли помора Ивана Савватеевича Рябова в прекрасном советском историческом многосерийном фильме "Россия молодая". В российском кинематографе, на мой взгляд, самая заметная его работа - участие в популярном детективном сериале "Каменская".
Предлагаю вспомнить несколько менее известных в наше время, советских фильмов, украшенных присутствием этого актера.
"Ятринская ведьма" 1991 г.
XVII в. Великое княжество Литовское. В одном провинциальном городе правит воевода Корсак. Сын его, Стефан, который, по-моему, не столько влюблен, сколько перечитал романтических стихов и томится от юношеской неудовлетворенности, преследует жену священника Раину. Из-за этого молодой человек уклоняется от отъезда на королевскую службу.
Отец обеспокоен, а его советник Филипп доносит о причине и намекает, что Раина околдовала молодого Корсака. Она, хоть и попадья, но весь город знает, - занимается знахарством.
У Филиппа свой интерес оговорить Раину: дни старого воеводы сочтены, а наследника нужно как-то к себе привязать. Он задумал интригу: добиться ареста Раины, договориться с властями (ведь, как замечает местный судья: "Воевода - выше закона") и отдать ее Стефану, но планы выглядят безупречно только до воплощения в жизнь.
Филипп хочет также устранить из замка соперника - друга молодого Корсака Юрия Морака. Морак - местный интеллектуал-полиглот: и адвокат, и воеводе гороскопы составляет, и с отцом Мартином, мужем Раины, о "золотом веке" рассуждает. В общем, пока они мечтали, сгущались тучи, а когда грянул гром, досталась обеим сторонам: и идеалистам, и злодеям.
Картина является вольной экранизацией пьесы белорусского писателя Вячеслава Адамчика "Раина Громыко", в свою очередь основанной на исторической хронике XVII в. Создана она в смутные времена борьбы на экране государственного и кооперативного кино, чем объясняются некоторые недостатки.
Режиссер Борис Шадурский работал в государственной студии "Беларусьфильм" и смог пригласить для съемок в кооперативной студии "Артэ" знаменитых актеров: Донатаса Баниониса (воевода Корсак), Бориса Невзорова (Юрий Морак). Александру Яковлеву (блудница), но средства на постановку явно были ограниченными.
Более странно, что так невнятен сценарий. Особенно это касается образа карлика, появляющегося в замке. То ли и правда Смерть в таком обличье приходила за старым воеводой, то ли маленький человечек - реальный мститель, пугавший врага по ночам и сжегший его портрет.
Сценарной натяжкой мне кажется появление в прологе дочери Раины под опекой ее бывших слуг, Соломонии и Бутрима. Мы знаем, что Раина была беременна и можем предположить, что она успела родить в тюрьме до казни, но следствие выглядит недолгим, а ее фигура при аресте была совершенно стройной. Присутствие Бутрима в опекунах Раины-второй - неожиданно. До того его роль была скорее отрицательной: к хозяйке приставал, на следствии оговорил и, вдруг, стал заботиться о ее дочери-сироте.
Впрочем, эмоциональная насыщенность сюжета заслоняет его огрехи. Зрители переживают за героиню и пытающихся ее спасти мужа и адвоката, отвлекаются на пытки и запугивания свидетелей, которые или ломаются или стоят на своем до смерти.
Цветущая летняя природа, костюмы, замковый антураж делают фильм красочным и привлекательным, несмотря на трагический сюжет.
Борис Невзоров играет здесь честного и доброго образованного человека, который хочет для всех светлой и справедливой жизни, но с властью он не борец, а она призывам к совести не внемлет.
Морак говорит воеводе о религии, о вечности души и невольно убеждает его в решении казнить Раину. Он не может представить, что умирающий старик хочет найти ее в будущей загробной жизни, а, значит, обвиняемая должна уйти из жизни до него.
Его призывы к народу тоже вызывают обратную реакцию. Красота Раины вызывает зависть, поэтому люди предпочитают считать ее результатом дьявольских козней.
В других ролях снимались: Людмила Шевель (Раина Громыко), Зыгмунт Малянович (Филипп) , из него получился очень впечатляющий злодей, Гедиминас Сторпирштис (Стефан Корсак), Игорь Волков (отец Мартин), Елена Внукова (служанка Соломония), Александр Баринов (Бутрим), Лев Перфильев (судья).
"Берег спасения" 1990 г. 2 серии (СССР-КНДР)
1905 г. Русский священник истово молится на камне у кромки прибоя за погибших воинов и, только закончив молитву, начинает кричать и звать уцелевших в морском бою. Помогая друг другу, к нему добираются еще четверо с потопленного у корейского берега крейсера "Светлана". Офицер и три матроса: суровый, немногословный Никулин, раненый и подавленный духом Мякота и бойкий юнец Олесь, неравнодушный к девушкам.
Спрятавшись в зарослях бамбука, моряки наблюдают проход группы японцев, вооруженных, но не армейских. Возглавляет ее, едущий верхом господин в очках. Решив, что нечего связываться с местными головорезами, русские продолжают пробираться лесом.
Спор о дальнейших действиях приводит к ссоре Никулина, призывающего немедленно ввести социальное равенство, хотя бы в их группе, и офицера-дворянина, но отцу Федору удается восстановить дисциплину.
В это время компания вооруженных японцев, увиденная моряками, сталкивается с местным крестьянином, шествовавшим под хмельком на свадьбу племянника. Они пытаются расспросить, где неподалеку находится древнее королевское захоронение. Кореец понимает, что перед ним грабители могил, возмущается и загораживает дорогу. Мародеры убивают его и бросают в заросли.
Труп находят три корейские девушки. Перед этим они видели проследовавший мимо с песней отряд русских и решили, что те и являются виновниками убийства. Прибежав с ужасной новостью в деревню, свидетельницы возбуждают крестьян к мести.
Деревенский авторитет - старейшина говорит, что буддизм запрещает убивать, но не сражаться с врагами, а головы убийц следует положить на могилу жертвы. В общем, - попали наши в переплет.
Картина - приключенческий боевик с экзотическими видами корейской природы и демонстрацией борьбы тхэквондо. Сюжет ее основан на реальном эпизоде русско-японской войны. По мне - гораздо интереснее популярных "Пиратов ХХ века".
И персонажи проработаны лучше, и снято душевнее. Когда умирающему матросу привиделось венчание с невестой, я была тронута, хоть и знаю, что это кино.
Корейские горы в сезон осени, с водопадом и пещерами, тоже смотрятся привлекательнее, чем место действия в "Пиратах". При этом фильм о приключениях русских моряков в Корее - почти неизвестен. Вероятно, восточные единоборства в 1979 г. (год выхода "Пиратов ХХ века") еще казались новинкой, а к 1990 г. - поднадоели.
Сюжет напоминает упрощенный вариант "Семи самураев", где в качестве добровольных помощников крестьян, защищающих деревню от разбойников, выступают бескорыстные русские моряки. Сокровище здесь все-таки есть, жертв меньше, а главное показаны светлые человеческие качества: честь, доброта, взаимное уважение, почитание своих и чужих традиций. Я бы сказала, что картина вольно или невольно спорит с великим фильмом Куросавы.
Конечно, корейская девушка Бараме, без оружия побивающая десятки гробокопателей, вооруженных и сильных мужчин, выглядит не особенно достоверно, но - таковы законы жанра. Зверобой с Чингачгуком тоже одолевали орды враждебных индейцев.
Музыка композиторов Евгения Птичкина и Ра Гука органично вплетается в действие картины.
Бориса Невзоров играет роль матроса Никулина который, судя по высказываниям, успел хлебнуть политического просвещения. Во всяком случае на командира, лейтенанта Дьяконова, нападает с классовых позиций и, надо признать, несправедливо.
Офицер - человек порядочный. Командует потому что должен, а не потому, что барин. Крови боится от природы, драться ему это не мешает. Линия их противостояния закончилась не начавшись, общий противник поневоле объединил, но неприязнь к "белой кости" у персонажа все таки сквозит. В остальном Никулин - смелый боец, добрый человек и хороший семьянин, отец пятерых детей.
Среди корейских актеров наиболее заметны исполнители ролей Бараме, мастера тхэквондо и целительницы из семьи изгоев (Ли Соль Хи); Хараты , бывшего члена японского правительства, возглавившего банду грабителей могил (Квак Мен Со); Ыама - буддийского монаха, бывшего министра (Чжу Сок Бон).
В остальных ролях: Виктор Степанов (отец Федор), Александр Сластин (Иван Мякота), Виталий Серов (Олесь Добрыш), Чо Дже Ен (старейшина), Юн Чхан (Кадзио).
"Найти и обезвредить" 1982 г.
Как странно пересекаются пути людей, никогда не видевших друг друга. Пока бандит "Веселый", вместе с тремя другими уголовниками задумавший ограбление при помощи местного наводчика, отдыхал в сибирской тайге, - трое друзей из Ленинграда вылетали в те же края.
Федор, Виктор и Дима, молодые ученые, решили провести отпуск на природе. Сибиряк Федор собрался в родные края, погостить у брата-егеря. Захватил Виктора, мастера спорта по стрельбе, не расстающегося с модной игрушкой - кубиком Рубика и изнеженное дитя цивилизации - Диму.
Последний отбивался, ссылался на комаров, отсутствие культуры и женского общества, но дружба оказалась дороже. В компенсацию потерь, Дима контрабандой захватил с собой девушку Юлю, сделав вид, что они познакомились только в самолете. Юля тоже оказалась стрелком, даже из одного клуба с Виктором. Компания остановилась у Федоровых родственников, а затем - в палатке на вольном воздухе.
Между тем, "Веселый" с сообщниками напали на инкассаторский автобус, похитили деньги, убили кассира тетю Пашу, за день до того встретившую Федора. Поделив добычу, они парами и поодиночке пытаются выйти из оцепленного района.
Федор, ничуть не сомневаясь, двинулся с ружьем на самостоятельные поиски убийц, вслед за ушедшим братом. Дима, сознавая свою неприспособленность к таежным условиям, тем не менее присоединился, а Виктор начал доказывать, что ни к чему все это. Поимкой бандитов уже занимаются милиция, армия, а они, непрофессионалы, будут только мешать и зря подставляться.
В общем, друзья поссорились и расстались. Однако, как бы они не разошлись, волею судьбы с преступниками предстоит встретиться всем, даже оставшимся дома женщинам.
Крепкий профессиональный фильм в жанре экшн без особых психологических изысков, построенный на противостоянии хороших и плохих парней. Немного покритиковали позицию практичного Виктора и символично заставили его уничтожить любимую игрушку для тренировки рационального мышления.
Из всех бандитов попытались раскрыть личность одного "Веселого" - своеобразного идеолога преступного мира. Михаил Жигалов сыграл персонажа, обладающего темной харизмой, довольно впечатляюще.
На этом психология закончилась и сюжет заполнили перестрелки, захват заложников, гонки на грузовиках и прочие динамичные приключения.
Может и нет в картине какой-то особой изюминки (кроме погонь на грузовых гигантах КАМАЗе и ЗИЛе), но работа добротная, с напряженным сюжетом, прекрасными натурными съемками и той особой душевностью, которая отличает советское кино. В нем правильные ребята всегда, как былинные богатыри, встают за Добро.
Борис Невзоров такого героя и играет: надежного, смелого, справедливого, доброго. Земляка Васю, попавшего в компанию бандитов, он до последней минуты пытается убедить сдаться, хотя тот и приложил руку к гибели своей тетки.
Нельзя не отметить роль Нины Руслановой (Нюра), немногословной, с виду суровой хозяйки, которая стреляет редко, но метко. Как правильно заметил "Веселый" их главная ошибка была в том, что недооценили женщин. Хотя целью картины, думаю, было показать, что правоохранительная система и сознательные граждане действуют заодно, так что бандиты - обречены.
Красиво и органично звучит саундтрек от композитора Владимира Лебедева (II).
В других ролях: Андрей Градов (Виктор), Александр Воеводин (Дима), Ирина Шмелева (Юля), Анатолий Рудаков (Вася), Николай Смирнов (II) ("Бритый"), Владимир Шакало ("Сонный"), Мария Виноградова (тетя Паша).
Надеюсь, мой обзор поможет вам выбрать картину для просмотра на досуге. Предлагаю прочесть предыдущую статью на тему забытых фильмов с участием известных советских актеров:"Не только Гришка Мелехов": 3 фильма советского кино с актером Андреем Абрикосовым в ролях кулаков и бабников".