"Эрмитажные бабушки" - это особый вид вежливых тётушек с особым статусом. Они вежливы от природы, по сути, а не по инструкции.
По инструкции, наверное, им положено знать расположение всех залов, куда бы ни захотел попасть проходящий в поиске нужной локации посетитель музея.
В этот раз я пришла в Эрмитаж увидеть шедевры итальянского скульптора Антонио Кановы.
"Двести сорок первый зал"- так звучал мой вопрос. "Верно ли я двигаюсь по схеме?"
И каково же было моё изумление когда мне трижды ответили : "Да, к Канове именно туда". (Неужели, знают по номерам залов всех художников и скульпторов мира????)
Два года назад в Риме на персональной выставке скульптора я узнала, что самая большая коллекция его работ в Лувре и в Эрмитаже. Около 70 процентов экспонатов было из Санкт-Петербурга.
Теперь, не торопясь, в отсутствии допандемийных толп, в отсутствии туристов из Китая со всего света , я смогла насладиться шедеврами мастера, который еще при жизни был признан как сильными мира сего, так и простыми почитателями.
Самым могущественным и знаменитым поклонником и покровителем Антонио Кановы был Наполеон, который сделал его личным скульптором своей семьи.
Мои любимые "Три грации" появились по заказу Жозефины Богарне когда она была уже в разводе со своим вторым мужем (Наполеоном).
В мраморе Грации были исполнены в 1816 . Наполеон пребывал на о.Св.Елены, а Жозефина уже умерла. Так что ее статуя перешла по наследству к ее сыну от первого брака, пасынку Наполеона Евгению Богарне, наполеоновскому военачальнику, некогда вице-королю Италии, умершему в 1824.
Точнее говоря, не сама статуя перешла по наследству, а право требования к скульптору ее исполнения: после смерти Жозефины Канове пришлось улаживать финансовые вопросы с новым заказчиком — Е.Богарне. В 1817 у Богарне родился сын Максимилиан Лейхтенбергский, верно служивший русскому престолу и ставший членом русской императорской фамилии после женитьбы на дочери Николая I – Великой княгине Марии Николаевне. По наследству ему, Максимилиану Лейхтенбергскому, и перешли «Три Грации», после чего они попали в Эрмитаж.
Вглядитесь в граций, им присущи разные эмоции, но общая -любовь.
После "Марии Магдалины" в камне, я не удержалась , и отправилась к кающейся Магдалине Тициана (посещать Эрмитаж без визита к итальянским живописцам , я так и не научилась, да и привычки менять поздно).
Но это позже, передо мной
незабвенный "Поцелуй Амура и Психеи". Еще мгновение и они одарят друг друга всеми оттенками страсти и нежности.
О самом мастере известно не так много, личная жизнь итальянского скульптора так и останется для нас загадкой.
А вот питерские молодожёны в день своего личного праздника, делая фотосессию в залах Эрмитажа, пришли к Амуру и Психее.
Я умиляюсь таким моментам жизни культурной столицы.
Незаметно я разглядывала лица немногочисленных посетителей двести сорок первого зала Эрмитажа. Что они чувствуют? О чем думают, размышляют?
- О таланте и трудолюбии мастера?
- О личности Наполеона в истории?
- О легендах древности?
- О Гебе, разливающей вино во дворце Зевса на пирах, угощая других богов?
- О скоротечности всего земного?
Антонио Канова умер двести лет назад...
...а говорят, что остановить время - невыполнимая миссия. Как знать.
#эрмитаж #музеи санкт-петербурга #скульпторы #музеи и выставки #санкт-петербург
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал здесь