Найти тему
Спасибо за внимание

Канова и эрмитажные бабушки

"Эрмитажные бабушки" - это особый вид вежливых тётушек с особым статусом.   Они вежливы от природы, по сути, а не по инструкции.

По инструкции, наверное, им положено знать расположение всех залов, куда бы ни захотел попасть проходящий в поиске нужной локации посетитель музея.

Фото автора
Фото автора

В этот раз я пришла в Эрмитаж увидеть шедевры итальянского скульптора Антонио Кановы.

"Двести сорок первый зал"- так звучал мой вопрос. "Верно ли я двигаюсь по схеме?"

И каково же было моё изумление когда мне трижды ответили : "Да, к Канове именно туда". (Неужели, знают по номерам залов всех художников и скульпторов мира????)

Два года назад в Риме на персональной выставке скульптора я узнала, что самая большая коллекция его работ в Лувре и в Эрмитаже. Около 70 процентов экспонатов было из Санкт-Петербурга.

Теперь, не торопясь, в отсутствии допандемийных толп, в отсутствии туристов из Китая со всего света , я смогла насладиться шедеврами мастера, который еще при жизни был признан как сильными мира сего, так и простыми почитателями.

Самым могущественным и знаменитым поклонником и покровителем Антонио Кановы был Наполеон, который сделал его личным скульптором своей семьи.

Канова Антонио. Портрет Наполеона. Фото автора.
Канова Антонио. Портрет Наполеона. Фото автора.

Мои любимые "Три грации" появились по заказу Жозефины Богарне когда она была уже в разводе со своим вторым мужем (Наполеоном).

Канова Антонио. Три грации. Фото автора
Канова Антонио. Три грации. Фото автора

В мраморе Грации были исполнены в 1816 . Наполеон пребывал на о.Св.Елены, а Жозефина уже умерла. Так что ее статуя перешла по наследству к ее сыну от первого брака, пасынку Наполеона Евгению Богарне, наполеоновскому военачальнику, некогда вице-королю Италии, умершему в 1824.

Фото автора
Фото автора

Точнее говоря, не сама статуя перешла по наследству, а право требования к скульптору ее исполнения: после смерти Жозефины Канове пришлось улаживать финансовые вопросы с новым заказчиком — Е.Богарне. В 1817 у Богарне родился сын Максимилиан Лейхтенбергский, верно служивший русскому престолу и ставший членом русской императорской фамилии после женитьбы на дочери Николая I – Великой княгине Марии Николаевне. По наследству ему, Максимилиану Лейхтенбергскому, и перешли «Три Грации», после чего они попали в Эрмитаж.

Вглядитесь в граций, им присущи разные эмоции, но общая -любовь.
Канова Антонио. Мария Магдалина. Фото автора
Канова Антонио. Мария Магдалина. Фото автора

После "Марии Магдалины" в камне, я не удержалась , и отправилась к кающейся Магдалине Тициана (посещать Эрмитаж без визита к итальянским живописцам , я так и не научилась, да и привычки менять поздно).

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. Фото автора.
Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. Фото автора.

Но это позже, передо мной

незабвенный "Поцелуй Амура и Психеи". Еще мгновение и они одарят друг друга всеми оттенками страсти и нежности.

Канова Антонио. Поцелуй Амура и Психеи. Фото автора.
Канова Антонио. Поцелуй Амура и Психеи. Фото автора.

О самом мастере известно не так много, личная жизнь итальянского скульптора так и останется для нас загадкой.

А вот питерские молодожёны в день своего личного праздника, делая фотосессию в залах Эрмитажа, пришли к Амуру и Психее.

Я умиляюсь таким моментам жизни культурной столицы.

Фото автора
Фото автора

Незаметно я разглядывала лица немногочисленных посетителей двести сорок первого зала Эрмитажа. Что они чувствуют? О чем думают, размышляют?

- О таланте и трудолюбии мастера?

- О личности Наполеона в истории?

- О легендах древности?

- О Гебе, разливающей  вино во дворце Зевса на пирах, угощая других богов?

  • О скоротечности всего земного?

Антонио Канова умер двести лет назад...

 ...а говорят, что остановить время - невыполнимая миссия. Как знать. 

#эрмитаж #музеи санкт-петербурга #скульпторы #музеи и выставки #санкт-петербург

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на канал здесь