Найти тему

«Мартин Иден»: Крах индивидуализма

Очерк
Очерк

Узнав, что Джон Чейни (Джек Лондон) был социалистом, и что роман «Мартин Иден» во многом автобиографический, у меня сложилась вполне логичная картина, отражающая суть главной идеи романа — крах теории индивидуализма.

Изучая биологию, философию и другие учения и становясь образованным, Мартин Иден — главный герой романа — осознал себя как индивидуалиста, последователя эволюционной теории. Эта теория логично обобщала его жизнь, в которой он, как человек рабочего класса, зарабатывал на жизнь и своё место в обществе личными усилиями и тяжёлой работой.

Будучи физически сильным человеком с таким же сильным характером, следуя путём индивидуалиста-эволюциониста, Мартин культивировал в себе эту силу и дальше. Он всё делал сильно: учился, работал, спорил, был аскетичен до крайности, но так же щедр. Был влюблён в Руфь настолько сильно, насколько позволяло их классовое различие.

Роман представляет собой проверку идеи индивидуализма на состоятельность в разных аспектах жизни главного героя: в любви, карьере и в общественных отношениях.

Любовь

Стремясь догнать объект любви,
Есть риск его перерасти.
И уж тогда не до любви.
Прости.

Влюблённость Мартина Идена и Руфи Морз основывалась на большом и чрезвычайно притягательном контрасте. Он — сильный и мускулистый, малограмотный, но уже самостоятельный трудяга-матрос из рабочего класса с бронзовым загаром на лице. Она — воздушно-хрупкая, хорошо образованная, но не знавшая реальной жизни, играющая на фортепиано и поющая вечно-бледная девушка из богатой буржуазной семьи.

И лишь интерес к литературе и тяга к прекрасному были схожими качествами столь разных людей. Чтобы стать достойным своей возлюбленной, чтобы понимать красоту так же, как понимает её она, Мартин Иден вдохновляется на самообразование.

Влюблённость служила ему одновременно и стимулом к развитию, и топливом для его обучения, усердного и аскетичного, полного лишений и трудностей. Но ум человека из рабочего класса усваивал знания иначе, чем буржуазный ум. И образовываясь, Мартин лучше понимал Руфь, но не становился ближе буржуазному обществу. Наоборот, он резко критиковал его, изобличая его изъяны.

Ища существованья смысл,
Внутри себя любовь ища,
Пойми, что счастье ведь не завтра,
А ща.

Мартин хотел дать Руфи тот же уровень комфорта жизни, который давали ей родители. Но достигнуть того же благосостояния он хотел непременно сам, и только писательским трудом. Он отверг компромиссное по сути предложение Руфи учиться в школе, совмещая учёбу с работой. Компромиссы слабо уживались с теорией индивидуализма-эволюционизма. И поэтому он выбрал тяжёлый и интенсивный путь самообразования, одновременно пробуя писать для журналов.

Влюблённая впервые в жизни, Руфь долго терпела кризис становления Мартина-писателя, мирилась с издержками его бессистемного самообразования и его безуспешными писательскими потугами. Терпели и её родители, но ровно до тех пор, пока это баловство не вышло за пределы их дома. И когда Мартин Иден заработал себе дурную славу в обществе, это автоматически порочило репутацию всей семьи Руфи. А репутация, положение, значило в буржуазном обществе если не всё, то очень многое.

Воспитанная родителями в буржуазных традициях, Руфь не могла им перечить и не готова была идти за Мартином против воли её семьи. За время их дружбы она не прониклась идеями Мартина и не поощряла его самообразование и творчество. Она и не верила в его успех как писателя-самоучки.

После разрыва отношений с Руфью, Мартин Иден лишился того вдохновительного топлива, которое питало его на трудном пути. Так он потерял очень важную часть своего существования, следуя своим принципам. Его своенравный индивидуализм победил любовь.

Карьера

За что боролся, на то и напоролся.

Доподлинно не известно, какое определение понятию «человек» давала американская биология в 1908 году, но современное определение гласит: человек — существо биосоциальное. В самосознании себя как индивидуалиста, Мартин Иден недооценивал значение социальной составляющей. Он был уверен, что достигнет успеха в своей жизни сам.

Осваивая профессию писателя самостоятельно, Мартин делал множество ошибок, как при написании своих произведений, так и при попытках их издавать. Его продвижения в карьере могли быть быстрее, если бы он общался с людьми из его профессии: писателями, издателями, редакторами. Ведь в личном общении проще узнать все нужные для успеха нюансы своего дела.

Но пробиваясь к успеху, он наоборот ожесточался к ним, считая многих писателей недостойными, а отказ издателей печатать его творения несправедливым. И потерпев поражение в драке с издателями за свой законный и справедливый авторский гонорар, Мартин Иден счёл это нормальным по законам его концепции индивидуализма-эволюционизма, ведь кто сильнее, тот и прав.

Благодаря крепкому здоровью, вдохновляющей любви и настойчивости, через 2 года Мартин Иден получил долгожданный успех. Но успех его обескуражил. Ведь он давным-давно написал все те произведения, которые стали популярны только сейчас. Он получил совсем не тот успех, которого так долго ждал. Успешным стал не настоящий Мартин Иден как писатель с оригинальным мышлением. Никто не спрашивал его о содержании его произведений, о том, какие у него нравственные убеждения. Столь стремительный успех был не логичен для сознания Мартина Идена.

Но всё было логично по законам капитализма. Постепенно наработав писательский профессионализм, Мартин Иден был достоин того, чтобы начать его издавать. И получив спрос читателей на его произведения, издателям было выгодно развить этот спрос, сделав Мартина Идена популярным писателем. Они даже вкладывали свои деньги на рекламу его книг. И всё для одного — чтобы заработать ещё больше, чем сам автор, получавший свои авторские тридцать процентов. Капиталистам было не важно, на чём зарабатывать. Главное — прибыль.

Мартин Иден не понимал всего этого, но всё же остро чувствовал фальшь своего стремительного успеха. И это отравляло его сознание. Поэтому как писатель он уже умер, не желая больше ничего писать.

Страстно желая приблизить свой успех, в аскетичном, полном лишений труде, в настойчивой борьбе с издателями за право издаваться, Мартин Иден растратил свои душевные силы настолько сильно, что потерял вкус жизни, желание любить, и самое страшное — вообще желание жить дальше.

Общественные отношения

Если человек плюнет в общество, оно утрётся.
Если общество плюнет в человека, он утонет.

Влюбившись и ступив на путь индивидуализма, Мартин Иден прекратил общаться с прежним окружением. С роднёй и сожителями он общался только по нужде. Он сильно перерос их, отказавшись от разгульной жизни и взявшись за самообразование. Ему было отвратительно это общество, ведь оно не способствовало его развитию, не разделяло его тягу к красоте.

И уж точно Мартин Иден не хотел быть частью буржуазии, осознав их фальшивые ценности, чуждые его новому сознанию. Более того, буржуазия была омерзительна ему, его широкой душе бывалого матроса-путешественника, его глубокому и горячему уму мыслителя и писателя.

Новые знакомства Мартин Иден заводил лишь с теми, кто мог помочь его развитию. Но и к ним не привязывался, потому что по логике индивидуализма, дружба — это зависимость, а, значит, слабость. В общении Мартин часто спорил, всё более утверждаясь в своих воззрениях.

Бриссенден, уставший от жизни философ-одиночка, пожилой приятель Мартина Идена, даёт ключи к пониманию идеи романа. Он желал, чтобы Мартин стал социалистом, ещё при его жизни, и считал, что только это спасёт Мартина от неизбежного разочарования. Он полагал, что время индивидуализма безвозвратно ушло.

Но самоучка-Мартин искажённо понимал идеи социалистов, как и он противников капитализма, и, казалось бы, союзников в борьбе с ним. Ему не нужны были такие союзники. Он считал их слабыми рабами, гибнущими в естественном биологическом отборе и не способными создать сильное государство.

Американскую буржуазию он считал господами, возникшими из прежних рабов, которые ложью и махинациями поработили слабое общество. Торгаши и ростовщики, подкупившие судей и извратившие законы так, чтобы миллионы нищающих рабов трудились под гнётом богатеющей промышленной олигархии.

Так, противопоставив себя всему обществу, он лишил себя той целительной теплоты, которую даёт дружба и душевное общение. Отсутствие прочных связей с обществом усугубило его разочарование в любви и в карьере. Но он не искал ни в ком себе утешителя и помощника. Потому что он считал себя сильным. Индивидуалистом!

Став успешным и богатым, Мартин до последнего верил, что, следуя своим принципам, он преодолеет этот личный кризис и будет нормально жить, и даже исполнит свою давнюю мечту — уплывёт на остров и построит там новую жизнь.

Но он не понимал причину своей мучительной отрешённости и усталости сознания при абсолютном здравии тела. А причина была в отсутствии тех сил, что давали ему раньше его любовь к Руфи, карьерное стремление и дружеское общение — то, что даёт человеку подлинную радость жизни. Ничего из этого больше не связывало его с желанием жить.

Критикуя буржуазное общество, Мартин вытравил свою душу вместе с любовью к красоте мира, к Руфи и утратил вкус жизни. Индивидуализм отравил его сознание и убил в нём Человека. А с тем, что от него осталось больше не хотелось жить. Истощившись эмоционально, он слишком устал, чтобы жить дальше.

Так почему утопился Мартин Иден-индивидуалист?
— От глубочайшего разочарования в своих принципах, травмировавших его сознание.

Но зачем Джон Чейни утопил Мартина Идена-индивидуалиста?
— Чтобы дать возможность жить Джону Чейни-социалисту!