Найти в Дзене

Как, с какого возраста и с помощью чего заниматься развитием ребенка?

Лайфхаки для тех, кто боится испорченного ремонта рисунками ребенка и переживает, что еще скупил не все развивающие игрушки в детском магазине. В современном мире существует много методик, игр и игрушек, которые называют «методиками раннего развития». Появилось много статей о «мифах раннего развития», ведутся дискуссии о «раннем» или «своевременном» развитии. Но родители по-прежнему теряются в догадках что же действительно способствует полноценному развитию малыша с какого возраста и с помощью чего лучше действовать? Светлана Пономарёва, резидент сообщества «Университет детства», старший преподаватель кафедры дошкольного, начального и инклюзивного образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО), методист МАДОУ №85 г. Томска говорит, что для начала как минимум надо понять специфику раннего возраста. В этот период жизни основным ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Ребенку интересно исследовать это
Оглавление
Фото: <a href='https://ru.freepik.com/photos/people'>People фото создан(а) prostooleh - ru.freepik.com</a>
Фото: <a href='https://ru.freepik.com/photos/people'>People фото создан(а) prostooleh - ru.freepik.com</a>

Лайфхаки для тех, кто боится испорченного ремонта рисунками ребенка и переживает, что еще скупил не все развивающие игрушки в детском магазине.

В современном мире существует много методик, игр и игрушек, которые называют «методиками раннего развития». Появилось много статей о «мифах раннего развития», ведутся дискуссии о «раннем» или «своевременном» развитии. Но родители по-прежнему теряются в догадках что же действительно способствует полноценному развитию малыша с какого возраста и с помощью чего лучше действовать?

Светлана Пономарёва, резидент сообщества «Университет детства», старший преподаватель кафедры дошкольного, начального и инклюзивного образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО), методист МАДОУ №85 г. Томска говорит, что для начала как минимум надо понять специфику раннего возраста. В этот период жизни основным ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Ребенку интересно исследовать этот мир, хочется все потрогать, попробовать на вкус, проверить на прочность и т.д. Если родитель не препятствует, а наоборот поощряет, дает ему такую возможность, параллельно проговаривая и поясняя для чего служит тот или иной предмет, то в этот время происходит развитие ребенка.

Елена Коточигова, Доцент кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", эксперт Фонда «Университет детства» добавляет, что восприятие, запоминание, мыслительный процесс и говорение, все это мы воспринимаем как единое целое, когда взвешенно сопровождаем развитие малышей. Ребенок рисует собственную картину мира только благодаря эмоционально окрашенному опыту. Для «строительства» собственной реальности он использует возможности свободной игры. Так складывается индивидуальная, собственная мыслительная деятельность.

Чем больше эмоционально окрашенных, пропущенных через себя впечатлений от окружающего, получает малыш, тем больше опыта он, с помощью игры, привнесет в структурирование собственного способа действий. Кроме того, задолго до того, как малыш начнет говорить, в его мозгу складываются предречевые связи и формируются предречевые формы мыслительных процессов, которые могут быть столь разнообразны, насколько позволяет окружающий мир.

Также, малыши очень нуждаются в одобрении сопровождающим их пытливости, они должны получать ответную положительную реакцию. Младенец охотно вступает в зрительный контакт с ухаживающим за ним взрослым и получает от него положительный сигнал к безопасному «поиску приключений» и приобретению собственного опыта. Малыши, лишенные такой уверенности, т.к. слишком часто остаются одни, сдаются, они чувствуют себя беззащитными перед новым, что обезоруживает их. А мозг малыша очень активен и подвижен. В нем заложен огромный потенциал, он впитывает все, и поэтому очень раним. Непоправимый вред наносится в случае, если ребенок не получает соответствующих стимулов в состоянии безопасности и покоя. Редко используемые нейронные связи уступают свое место применяемым чаще.

С чего начинать?

Елена Коточигова: Мы говорим сейчас про «компетентного малыша», который самостоятельно идет путем приобретения знаний, установки взаимосвязей и самостоятельно делает выводы. Предпосылкой этому является свобода. Это основная потребность малыша – самостоятельно принимать решения и выяснять, на что они сами способны, и исследовать, и экспериментировать, и изучать, и складывать в память все открытия про окружающий мир. А это значит, что сопровождающие взрослые должны сконцентрироваться на способностях ребенка и позаботиться о том, чтобы ребенку с рождения было, что изучать и чем удовлетворять свое любопытство. Таким образом мы говорим о креативности, игре и удовольствии.

Как выбирать материалы для раннего развития?

Светлана Пономарева: начать можно с тех предметов, которые ребенок может исследовать по фактуре, и которые способствуют развитию моторики ребенка: кубики, пирамидки, мяч и играть вместе с ним. Если нет возможностей покупок, то показывайте то, что вы делаете, ребенок ничего не знает о нашем мире и если мы его отталкиваем, то закрываем от него эту информацию. На кухне дайте ему исследовать баночки с крупами, вешайте вместе белье на прищепки и т.д., а самое главное не забывайте проговаривать что именно вы вместе делаете. Называйте предметы четко, не сюсюкая.

Многие родители не покупают предметы для рисования и лепки детям до трех лет, переживая за ремонт, за обои. Но это необходимо для развития и всегда можно найти выход, например, прикрепить на скотч к нижней части обоев старые обои, не боясь, что ребенок испачкает. Или выделить стену для творчества, где можно будет рисовать, оставлять отпечатки ладошек в краске, и ребенок это поймет, что здесь можно это делать. А если натянуть пищевую пленку, то на ней прекрасно рисуется гуашью. Чем больше дать ребенку стимулов, сенсорных ощущений, тем больше это даст для развития.

Елена Коточигова: Дети часто «создают» свою игру из ничего и без игрушек. Но развитие головного мозга идет быстрей, если ребенок пользуется материалом неоднозначного применения. То есть предметы для игры предпочтительней игрушек.

Но и традиционные игрушки необходимы малышам, они поддерживают уже сложившийся опыт и очень способствуют подготовке к ролевым играм в дальнейшем. Очень гармоничным получается сочетание кубиков и фигурок человека или животных. Это иллюстрирует окружающую жизнь и делает малышей причастными к миру взрослых.

  • Учиться для ребенка так же естественно, как есть. (Ж.Пиаже). В любом случае, взрослые не должны препятствовать детям, когда они с упоением изучают причины, изучают последствия действий, устанавливают закономерности, познают мир. Надо исходить из того, что ребенок будет экспериментировать снова и снова, что часто раздражает взрослых, так как они не понимают, зачем ребенок делает одни и те же игровые движения, приводящие к хаосу вокруг. Кто, при этом думает о том, что эти действия приводят к получению ценных знаний, если с восторгом подыграть ребенку и поддержать его, подсовывая новый материал?
  • Например, ребенок с большим интересом изучает «траекторию падения» (Что случится с ложкой, если столкнуть ее со стола, она вернется или ее кто-то должен поднять?). Очень интересно что-то потрясти (коробку с карандашами) или толкнуть что-то (построенную крепость, младшего ребенка). Их интересует не только физическая сторона вопроса, но и социальный аспект их действий. (Всегда ли последствия одинаковы, или сейчас будет по-другому?). Чтобы удовлетворить любопытство детей, необходимо предоставлять им достаточное количество материалов для игры (множество ящичков с кубиками, крышками, пробками, шишками и т.д.).
  • Особенно продуктивна, с точки зрения удовлетворения любопытства и развития малышей, игра в «исчезновения» (Если предмет невиден, его нет? А когда он появляется, он все такой же?). С большим интересом предмет прячется под покрывало и опять достается.
  • Большинство малышей очень любят играть веревочками и ленточками, им очень интересно, как можно привязать предметы друг к другу. «Вязальный эксперимент» достоин всяческого уважения, если даже со стороны выглядит не очень успешным, когда малыш в течение 20 минут пытается привязать ножку стула к ножке стола с помощью клубка ниток. Быстрая помощь со стороны взрослого куда менее желательно, нежели внимательное наблюдение за происходящим. Ребенок хочет узнать сам. Поэтому обязательно должен быть набор лент и веревок, который должен быть доступен детям, исходя из техники безопасности, только в присутствии взрослых.
  • Еще одной из продуктивнейших сфер для экспериментирования является «транспорт». Так как малыши очень любят двигаться (бегать, карабкаться), они и предметы перемещают из одного места в другое. Особенно увлекательны эти действия с транспортными средствами. Но и коробки, сумки, мешки и контейнеры не остаются без внимания и используются совсем не так, как придумали взрослые. Эти вещи должны быть доступны детям всегда. Ну, кто откажет ребенку в удовольствии выяснить, что предметы, перемещенные в другой угол, остаются все теми же предметами? И кубики будут использованы обязательно не там, на коврике, куда их положила воспитатель, а в любом другом месте. Упорное, трудолюбивое перетаскивание предметов, это особое удовольствие, не обязательно имеющее целью строительство чего-либо.

Кто это понимает, никогда не будет настаивать на том, чтобы дети играли в отведенных для этого местах, поскольку такое поведение противоречит их природе, направленной на постоянное экспериментирование и исследование. Поэтому игровой материал должен быть скорей хорошо отсортирован, но доступен для игры в любом месте помещения.

Светлана Пономарева добавляет, что, говоря о развитии, мы как правило имеем в виду умственное и совершенно забываем о физическом. А ребенок, теме не менее должен много бегать, уметь кидать мяч, научиться координации, владеть своим телом. Бывает, что ребятишки в пять лет присесть не могут или пройти ровно по дощечке. Воспитание очень большой труд и надо вкладывать силы, если их не вложишь, то ничего не получится.

Лучше до трех лет вкладывать в ребенка, до пяти мы еще можем что-то поправить, а потом уже только переламывать то, что наделали.