Я сейчас перепечатываю рукопись своего двоюродного деда, где он делится с нами, потомками, впечатлениями о своем детстве и юности. Мне очень интересно работать с его записями, потому что всё это непосредственно касается моей семьи, и потому что это правдивая информация о том, как жили простые семьи в предвоенные и военные годы. До войны я пока не дошла, а читаю и перепечатываю его воспоминания о мирном, предвоенном детстве. Очень много он пишет о своем отце, матери, братьях и сестрах, в том числе и о моей покойной бабушке Марии.
Там есть и смешные случаи, и происшествия, и быт, и отдых, и хобби. Много он пишет про рыбалку (рыбачить начал с четырех лет!), и даже рисует схематично снасти, которые они мастерили из прутьев и лозы.
Мой прадед для меня — герой
Первое, что меня поразило в этой рукописи, это его рассказ об отце, моем прадеде. Так вот я была восхищена тем, сколько всего он знал и умел! Просто перечислю его занятия.
- Основная профессия — мельник. «Мельницу он знал досконально»
- Также он плотничал: сам делал мебель, бочки для засолки.
- Шорничал: делал сбруи для лошадей.
- Выполнял работы по жести, чинил часы-ходики.
- Стегал телогрейки и шил шубы.
И полный двор скотины был: корова, свиньи, утки, гуси, овцы, за которыми надо было ухаживать и заготавливать сено, корма. Плюс топились они дровами и кизяками, их тоже надо было заготовить.
Всё своими силами.
То есть, по сути, их семья жила, как независимая единица, потому что человек знал и умел ВСЁ.
Если бы он оказался в долине Джона Галта из книги «Атлант расправил плечи», где люди жили своим трудом и ни от кого не зависели, он бы смог там не просто выжить, но и преуспеть.
А вот я смогла бы жить в этой долине? Понимаю, что нет. Потому что я ничего не умею производить. Это особенно смешно, учитывая тот факт, что я закончила ВУЗ по специальности «Производство и переработка сельскохозяйственной продукции» (и ни дня не работала по специальности). Училась я хорошо, сдавала всё сама, но сейчас всё уже забылось. Что я из себя сейчас представляю? Продавец-консультант, коих миллионы, и которые загнутся, когда не станет производства!
А что собой представляет большинство окружающих меня людей, работающих в производстве? Это винтики, которые умеют выполнять лишь одну операцию на заводе. Даже если кто-то что-то и умеет делать руками, то его умению ноль цена, если оно зависит от агрегатов — например, сварщик, автомеханик, комбайнер. Не будет электричества или нефти, и жизнь просто встанет на месте. Начнется коллапс. Ведь мы ушли от земли. Да, мир шагнул далеко вперед, но вдруг случится так (а глядя на текущую политическую обстановку, всё может быть), что мы останемся в первобытных условиях, как мы собираемся выживать?
В принципе, наверное, я смогу вырастить урожай на огороде при условии наличия семян и воды. С животными уже сложнее. Деревенское детство научило меня доить козу и корову, я знаю, чем кормить кроликов и как заготавливается сено, но дальше этого на практике я никогда не заходила. А ведь там столько всяких нюансов!
К сожалению, мой прадед погиб на войне в 1942 году в фашистском концлагере. Его другу после того же концлагеря удалось вернуться на родину после победы, он отсидел в СССР (по умолчанию все сидели после плена), а потом вернулся в поселок, где они жили, и рассказал, что прадед умер от язвы, так как кормили их сырым зерном.
Отечественная война похоронила многих умельцев, таких, как мой прадед. Пусть земля им будет пухом.
Как ошкуривали крестьян в СССР
Еще мой двоюродный дед рассказывает о налогах, которые брали с крестьянского двора. На этом месте рукописи я тоже задержалась, ведь я была просто в шоке от того, сколько всего они отдавали в колхоз.
Цитирую: «Разрешалось держать одну корову, телка одного или двух и подтелка, до 10 овец, две свиньи. Налог брали сколько-то денег со двора, а главное, натуроплату: 80 кг мяса, 200 штук яиц любых, 4 кг шерсти, 200 л молока или 8 кг масла. Независимо, держишь скотину или нет, надо было еще сдать шкуры: 1 свиную, 2-3 овечьи, ну и другие шкуры брали.»
Речь идет о 1938 годе.
После этого я начала понимать, откуда пошло выражение «ошкурили». И ведь тогда не смотрели, что семья многодетная. То есть, чтобы выжить в те времена, не сидеть голодным, надо было реально пахать, как лошадь.
Мне кажется, сейчас люди бы так не смогли.
«Да, были люди в наше время не то, что нынешнее племя. Богатыри! Не вы.»
***
В общем, вот, пока такие впечатления и эмоции, а я ведь перепечатала только 30 из 200 страниц.
Кстати, параллельно я веду мини исследовательскую работу. Ищу по карте, где находился их поселок, мельница, реки и озера, про которые он написал. Поселка уже нет, там теперь урочище. Делаю скриншоты, фотографирую его схемы, пытаюсь представить всё визуально.
А вообще я планирую эту книгу издать. Она, конечно, не будет пользоваться спросом у чужих людей, но наша семья, я думаю, будет рада приобрести такую книгу о своих предках. И я уверена, что мой двоюродный дед Анатолий, написавший эту рукопись, был бы рад увидеть ее в изданном виде. К сожалению, его уже нет в живых, но есть его дети и внуки.
До конца марта я планирую издать вторую часть романа "Земля XXIII", а затем более плотно займусь этой рукописью.
Меня зовут Екатерина, если вам интересны подобные публикации, подписывайтесь на мой канал. Спасибо, что прочитали эту заметку)))