Найти тему
Чехонте & Арзамасец

Чеховы: пьесы, письма, два стола

Комната родственников в ялтинском доме-музее. Справа: рабочий стол А. П. Чехова, перевезенный в Ялту из Мелихова.
Комната родственников в ялтинском доме-музее. Справа: рабочий стол А. П. Чехова, перевезенный в Ялту из Мелихова.

Посещая Белую дачу, гости неизменно обращают внимание на письменный стол, размещённый в комнате для родственников мемориального дома – этот удивительный объект, с дверцами, украшенными львиными мордами, и стоящий на четырёх мощных ножках вернулся в родные стены из литературной экспозиции. Когда-то сам Антон Павлович Чехов определил ему здесь место внизу.

Этот письменный стол из дуба с двумя тумбами служил Чехову еще в Мелихове, откуда он перевез его в Ялту в 1899 году. Однако вскоре оказалось, что в большом ялтинском кабинете стол стал несколько маловат и неудобен – ведь приходилось работать со всё возрастающим объёмом корреспонденции, раскладывать корректуры, использовать справочный материал.В феврале 1904 года по настоянию жены писателя Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, был куплен более удобный, современный письменный стол, который находится в кабинете и сейчас. А старый стол был перенесен на первый этаж дома,в комнату, которая надолго стала кабинетом для другого Чехова – Михаила Павловича, когда тот жил на Белой даче с 1926 по 1936 год. Михаил Павлович Чехов готовил за ним свои переводы, воспоминания о чеховской семье, работал с документами Дома-музея.Здесь им была написана книга «Вокруг Чехова», названная следующими поколениями «чеховской энциклопедией».

Но тогда, на заре века, Антон Павлович написал Ольге Леонардовне, 18 февраля 1904 года: «Милый мой, хороший, славный дусик, я тебя очень люблю. Как ты живешь в Москве? Я только первый день в Ялте, но уже окунулся в здешнюю курортную жизнь: была уже начальница, приехал брат Александр с семейством<…> прибыл новый стол, вожусь теперь с ним, перекладываю вещи.»

Интересно, что синее сукно появилось на «мелиховском» столе уже в 1960 году во время реставрации. Но именно за этим столом Антон Павлович работал в своем кабинете в Ялте до с 1899 года.

Справа: рабочий стол в кабинете А. П. Чехова в ялтинском доме-музее. По сей день на этом столе всё и на тех же местах сохранилось так, как было при жизни писателя. А для сохранности предметов, еще при жизни сестры писателя Марии Чеховой, стол был помещен под стеклянный купол.
Справа: рабочий стол в кабинете А. П. Чехова в ялтинском доме-музее. По сей день на этом столе всё и на тех же местах сохранилось так, как было при жизни писателя. А для сохранности предметов, еще при жизни сестры писателя Марии Чеховой, стол был помещен под стеклянный купол.

При Чехове поверхность его была решена также, какой её можно видеть в кабинете писателя до сих пор: здесь были и принадлежности для письма, и чернильница В. Гиляровского,и письменный гарнитур с подсвечниками, по преданию купленный А. П. Чеховым в Египте, в Порте Саид. Всё также на столе, под рукой писателя, находились почтовые весы и медицинские.

Почтовые весы на рабочем столе А. П. Чехова
Почтовые весы на рабочем столе А. П. Чехова

Отметим, что всё, что написано было Чеховым – письма ли, корректуры ли, - с 18 февраля по 1 мая 1904 года, всё было написано за новым удобным столом, но все легендарные произведения ялтинского периода такие, как «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста», «На святках», повесть «В овраге», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад» были созданы за тем самым столом, который писатель привез из Мелихова и который теперь размещён в комнате для родственников, в родных стенах. И здесь нельзя не поговорить отдельно о признанном шедевре драматурга – «Вишнёвом саде».

Письменный гарнитур с подсвечниками, по преданию купленный А. П. Чеховым в Египте, в Порте Саид.
Письменный гарнитур с подсвечниками, по преданию купленный А. П. Чеховым в Египте, в Порте Саид.

Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова в 1901 году. Планировалось, что это будет комедия. Окончательный вариант пьесы был готов осенью 1903 года. «Вишневый сад» стал последним чеховским спектаклем МХТ, поставленным при жизни писателя. В Художественный театр Антон Павлович отправил пьесу 12 октября 1903 года. Премьеру назначили на 17 (29) января 1904 — дату рождения писателя. В тот же день праздновалось 25-летие литературной деятельности Чехова. В театре был аншлаг. Среди зрителей присутствовали именитые московские артисты, писатели и поэты. Когда закончился третий акт, Антон Павлович вышел на сцену. Зал МХТ буквально взорвался овациями.Тогда среди подарков писателю был и этюд А. А. Хотянцевой, давней близкой знакомой писателя ещё по Москве и Мелихову, названный в тон пьесе - «Вишнёвый сад». По приезде в Ялту, А. П. Чехов повесил этюд в нише по правую сторону от дивана, под фотопортретом матери, где он и находится до сих пор.

По центру под портретом Е. Я. Чеховой: этюд А. А. Хотяинцевой «Вишнёвый сад».
По центру под портретом Е. Я. Чеховой: этюд А. А. Хотяинцевой «Вишнёвый сад».

В постановке «Вишневого сада» особое впечатление произвели реалистические символы: цветущая вишня в первом действии, печальный звук лопнувшей струны во втором и четвертом. Эти детали сам Чехов считал очень важными. На восторженное восприятие пьесы публикой не смогли повлиять даже неутешительные вести с театра боевых действий на Дальнем Востоке, где шла русско-японская война: разгром российского флота, гибель адмирала Макарова. Критики назвали «Вишневый сад» достойным итогом творческой деятельности Чехова. Еще при жизни его отнесли к классикам русской литературы, назвав преемником Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого.

Вот такая история.

Оба стола, а также все, что на них находится, сегодня бережно сохраняется сотрудниками нашего музея, как и бережно сохраняется память о великом русском писателе и его литературном наследии.